Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

"АЧАРЬЯ"

г.Москва, ул.Павловская, 18.
Тел. +7 (926) 118-51-08.
acharya.kurs@gmail.com

Аюрведа — Наука о Жизни. 2 часть

Болезни

Теперь Вагбата кратко говорит о болезнях и их лечении.

Болезни бывают двух типов — органические, возникающие внутри организма и внешние — возникающие благодаря внешним причинам. 

Вагбата пишет о том, что болезнь может возникать по внутренним и внешним причинам. Внутренние причины — не верный образ жизни, наследственность и старость. Внешние причины — травмы, заражения вирусами, отравления.

18. Болезни могут занимать два положения в организме — находиться в теле и в уме. Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) — доша ума. 

И к внешним, и к внутренним причинам болезней, не редко приводят Доши ума Раджас и Тамас. Человек, стремящийся к Саттве и утвердившийся в этом стремлении, убирает значительную долю причин болезней, и задача врача указать на это пациенту. 

Обследования

19. Пациент должен исследоваться тремя путями — обследованием, пальпацией и опросом. 

В Аюрведе с древности применяется множество путей диагностики. Обследование проводится по внешнему виду, языку, пульсу. Так же с древности применялись различные формы анализа кала и мочи. Современная диагностика в плане исследования отходов организма ушла далеко вперёд. Однако языковая и пульсовая диагностика актуальна по сей день и не редко является более эффективной чем современные методы.

Пальпация — это исследование внутренних органов и мышц посредством прощупывания пальцами.

И наконец опрос даёт врачу информацию о том, что ощущает пациент. Кроме того, только этим путём можно узнать о наличии Дош ума, которые не редко являются основной причиной болезни.

Болезнь должна исследоваться по ее причинам, симптомам, клинической картине, патогенезу и с помощью диагностических тестов. 

После исследования болезни необходимо назначить лечение. При ранних стадиях заболевания достаточно устранить причину. При поздних необходима терапия.

Терапия

22. Терапия бывает двух видов — очистительная и балансирующая. 

Басти (клизма), Виречена (слабительное) и Вамана (лечебная рвота) — лучшее лечение для дисбалансов Вата, Питта и Капха доша соответственно. Аналогично — кунжутное масло, Гхи (топленое масло) и мед. 

Здесь пока не идёт речь о лекарствах. При глубоком дисбалансе Дош, необходима очистительная терапия. Такая терапия для дисбаланса Ваты — Басти (клизма). Для дисбаланса Питты — Виречена (слабительное). Для дисбаланса Капхи — Вамана (лечебная рвота).

Вначале делаются различные процедуры, направленные на то, чтобы Дошу находящуюся в дисбалансе собрать в месте её локализации. Для Ваты это толстый кишечник. Для Питты тонкий кишечник. Для Капхи желудок.

После чего, посредством Басти, Виречены и Ваманы, Доши выводятся из организма. Освободившееся место затем заполняется здоровой средой для роста сбалансированных дхату. Эта процедура называется Расаяна. Одна из наиболее известных расаян в России это Чьяванпраш. 

Балансирующая терапия — кунжутное масло для Ваты; Гхи (топлёное масло) для Питы и мёд для Капхи. Эта терапия проводится посредством абхьянги — или промасливания тела.

Для баланса Ваты применяется кунжутное масло, настоянное на различных травах. Особые смеси трав на кунжутном масле применяются и для баланса Питты, однако согласно Вагбате Гхи (топлёное масло) для этой Доши более эффективно.  Для баланса Капхи масляный массаж противопоказан и для этой цели применяется мёд.

Балансировка дош

Так же для баланса этой Доши в современной Аюрведе применяют массаж нагретым песком в мешочках, эта процедура называется Удвартана. О ней Вагбата пишет во второй главе:

«15. Удвартана (массаж всего тела с присыпками) уравновешивает Капху, удаляет жир, придает силу всем частям тела и делает кожу нежной».

Так как многие болезни порождены Тамасом и Раджасом, которые являются Дошами ума, Вагбата пишет и о лечении этих Дош.

23. Наилучшим лечением для ума является строгость, шоковая психотерапия и погружение в науку о Боге и душе. 

Что подразумевает Вагбата под шоковой психотерапией не очень понятно,  остальное очевидно. Самоограничение и изучение священных текстов лучшие средства для развития Саттвы и уменьшения Дош ума — Раджаса и Тамаса.

Таким образом, рассмотрев в первой главе Науку Аюрведы в целом, далее Вагбата начинает её разбирать подробно. Те части, где рассматриваются болезни и их лечение, мы не будем рассматривать, стать врачом по книге невозможно. Сконцентрируемся на предотвращении болезней. 

Глава 2. Распорядок дня (ДИНАЧАРЙА АДХЙАЙА)

Сейчас мы поведаем главу Диначарйа (режим дня), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

Сон и ранний подъем

1. Здоровый человек должен подниматься ото сна в Брахма мухурту ради защиты собственной жизни. 

Итак, первое правило распорядка дня — ранний подъём. Брахма мухурта — это время за два часа до восхода солнца. Конечно, надо учитывать то обстоятельство, что в Индии нет таких колебаний с восходом солнца как в России. В Керале, где жил Вагбата свои последние годы, это колебание совсем минимальное из-за близости к экватору.

У нас летом солнце встаёт до четырёх утра, а зимой почти в девять. И это в Москве, а северней разница ещё больше. Поэтому будет разумным в нашем климате не привязываться к солнцу слишком сильно. Если вставать в 5 утра в течении года в не зависимости сезона, это будет хорошо. В 6 и в 7 тоже не плохо, но позже уже не желательно. При этом не надо забывать, что Вагбата пишет: «Здоровый человек».

Если есть недомогание, не говоря уже о болезни, или есть ощущение недосыпания, необходимо давать организму выспаться. Кроме того, необходимо учитывать, что ранний подъём должен сочетаться с ранним отходом ко сну. Желательно ложиться спать не позже десяти вечера, в крайнем случае, не позже одиннадцати. 

Гигиенические процедуры. Омовения

2-3. Прочувствовав состояние своего тела, после дефекации и мочеиспускания, необходимо принять омовение. После этого, с помощью палочки из терминалии арджуна, Calatropis Procera, акации катеху, Pongamia glabra, фикуса (Ficus vengakensis) или других деревьев, обладающих горьким вкусом, надо почистить зубы. Эти палочки должны быть с мизинец толщиной и двадцать три с половиной сантиметра длинной. Пожевав немного один конец этой палочки, его можно использовать в качестве щетки. Зубы надо чистить не повреждая десны.

В наше время нет необходимости использовать такие палочки, вполне можно обойтись зубной щёткой. Однако, надо обратить внимание на средство, используемое для очистки зубов. Современные зубные пасты совершенно не соответствуют требованиям Аюрведы. Вкус, с которого надо начинать день, должен быть горьким, также он может быть слегка вяжущим. Именно такими вкусами обладают перечисленные растения.

Кроме того, современные зубные пасты ангажированы различными корпорациями, которые стремятся продать свой товар. Фтор и разные другие добавки, далеко не всегда улучшают состояния зубов. В рекламе зубных паст нередко говорят «стоматологи рекомендуют», конечно, это просто рекламный ход, но, если задуматься, нужны ли стоматологам здоровые зубы? Исходя из этого, для чистки зубов лучше всего использовать традиционные аюрведические зубные порошки.

Гигиена глаз

5.  Подводка для глаз, сделанная на основе сульфида сурьмы, очень хороша для глаз, поэтому ей можно пользоваться ежедневно. В глазах находится Огонь, который подвержен пагубному воздействию слизей, поэтому раз в неделю необходимо промывать их отваром барбариса азиатского для их нейтрализации. 

В наше время обычно предлагают промывать глаза отваром из Трипхалы. Чайная ложка порошка Трипхалы разводится в стакане воды и кипятится три минуты. Затем раствор необходимо остудить и тщательно процедить. Так как сейчас современные люди используют глаза интенсивней чем в древности, то эту процедуру можно проводить чаще чем раз в неделю.

Промасливание тела

8. Абхйангу (промасливание тела) желательно принимать ежедневно, она помогает предотвратить старость, напряжение и дисбаланс Вата доши; улучшает зрение, формирование тела, продлевает жизнь, дает хороший сон, хорошую и здоровую кожу. Особенно надо делать массаж головы, ушей и стоп.

9. Эту процедуру должны избегать люди, страдающие увеличением Капхи и несварением, только что закончившие очищение организма.

Абхьянга делается кунжутным маслом, настоянным на травах. Одно из лучших для этой цели, масло Маханараяна. Это универсальное масло для баланса трёх Дош. Так же, для этой цели хорошо подходит масло Дханвантари.

Перед началом процедуры масло необходимо нагреть. Оно должно быть теплей температуры тела. Таким маслом Абхьянгу можно делать самостоятельно. Масло должно наноситься достаточно обильно и интенсивно втираться. Через час его можно смыть если есть необходимость. Масло хорошо впитывается и смывать его может не понадобиться.

Каждый день промасливать всё тело может не получаться, в этом случае надо обязательно промасливать стопы. Эта процедура особенно необходима практикующим Хатха Йогу. Если в теле появляется хруст, что-то перетянуто и возникает ломящая боль в суставах — Абхьянга лучшее средство. 

Физические упражнения

10. Легкость тела, способность выполнять тяжелую работу, отличное пищеварение, уменьшение жировых отложений, стойкость и ясность нарастают от занятия физическими упражнениями.

Занятия Хатха Йогой, неотъемлемая часть распорядка дня. Конечно, после полной Абхьянги, заниматься будет не комфортно. Но если промасливать только стопы и проблемные зоны, то Абхьянга не помешает и даже улучшит практику.

11. Люди, страдающие Вата и Питта заболеваниями, дети и пожилые люди, а также страдающие несварением, должны избегать чрезмерных нагрузок.  Люди с избыточным весом и ежедневно принимающие жирную пищу, в холодное время года и осенью должны получать только половинную нагрузку, тогда как всем остальным и в другие сезоны, можно выполнять полный комплекс, но разумно.

Нагружать тело необходимо разумно. Занимаясь Хатха Йогой, не стоит выкладываться на 100% своих возможностей, а уж тем более стремиться перейти этот предел. Физическое тело имеет свои ограничения, оно может их снять в экстремальной ситуации для спасения жизни, но это разрушительно для тела.

Мы, будучи на самом деле Пурушей, можем стремиться выйти за эти ограничения, это естественно для Пуруши, ведь он не имеет ограничений.  Но физическое тело не таково и подобные стрессы для него разрушительны.

Поэтому здоровому человеку имеет смысл нагружать тело на 70-80%. Это будет давать хорошее развитие и риск травмы будет не высок. Если же тело не здорово, утомлено или травмировано, не надо грузить его более чем на 50%.

Чрезмерная нагрузка разрушительна

13.  Жажда, волнение, затруднение дыхания, кровотечения, истощение, усталость, кашель, жар или рвота — последствия слишком интенсивной нагрузки. 

14. Тот, кто ежедневно уделяет слишком много времени физическим упражнениям, бодрствует ночью, ходит пешком на длинные дистанции, чрезмерно занимается сексом, очень много смеется, говорит или как-либо по-иному перенапрягает себя, погибает как лев после убийства слона.

Если льву удаётся убить слона, то после этого он может не выжить. Это очень сложная задача для льва и решив её он и сам оказывается тяжело израненным и чрезмерно утомлённым. Используя эту метафору, Вагбата говорит о том, что нельзя брать на себя чрезмерную нагрузку — это разрушает тело.

Ванны и Закаливание

16. Снана (ванна) улучшает аппетит, сексуальное желание, удлиняет жизнь, дает энергичность и силу; лечит икоту, смывает грязь, пот, истощение, ступор, жажду, жар и старую кожу.     

17 Обливание горячей водой всего тела дает силу телу, но если выполняется с головой, то отнимает силу у глаз и волос.

Закаливание горячей водой известно и у нас, но менее распространено, чем закаливание холодной водой. При нашем преимущественно холодном климате, холодный стресс для организма кажется более оправданным. В Индии же ситуация противоположная, здесь страдают от жары, а не от холода. Тем не менее и этот вид закаливания весьма хорош. Но надо учитывать, что голова не должна обливаться горячей водой, как говорили наши предки: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде».

18. Ванна противопоказана при параличе лицевого нерва, болезнях уха, горла и глаз, поносе, газах, истечении слизи из носа, несварении и сразу — же после еды.

Приемы пищи

19. Пищу нужно принимать после того, как переварилась предыдущая порция, ту, которая нравится и приятна на вкус, в ограниченном количестве; побуждения тела к зевоте, икоте, мочеиспусканию, чиханию и т.д. нельзя подавлять и задерживать; не начинай ничего делать до полного излечения тела от болезней.

Между приёмами пищи должно пройти 3-4 часа, иначе предыдущая пища не успеет перевариться и это ухудшит качество пищеварительного огня и будет разбалансировать Доши.

 Кроме того, необходимо принимать пищу «в ограниченном количестве»,  то есть не переедать. Чем более пища однородна, тем легче она переваривается. 

 Вагбата продолжает вначале описывать концепции Аюрведы вкратце. Позже о питании и совместимости продуктов будет написано довольно много.

Не препятствовать потребностям организма

«Побуждения тела к зевоте, икоте, мочеиспусканию, чиханию и т.д. нельзя подавлять и задерживать».

Один из главных принципов Аюрведы, не препятствовать потребностям организма. Конечно, мы живём в социуме и периодически вынуждены это делать. Но надо чётко понимать, что это наносит вред организму, и стараться выстраивать свою жизнь так, чтобы такие случаи были как можно реже.

«Не начинай ничего делать до полного излечения тела от болезней».

Этот принцип, так же очень редко соблюдается в наше время. И всегда, когда этот принцип нарушается, надо осознавать весь вред, наносимый организму.

Правильное поведение

Дальше Вагбата пишет, что для здоровья недостаточно заботится о своём теле. Необходимо правильно выстраивать отношения с окружающим миром. Если мы заботимся только о себе и от нашей жизни страдают окружающие, это тоже приводит к болезням.

Необходимость думать о других людях

20. Вся человеческая деятельность должна быть направлена на счастье всех живых существ. Такое счастье покоится на соблюдении Дхармы. Человек всегда и во всем должен придерживаться Дхармы.

При этом Вагбата далёк от идеализма.

21. Друзьям надо служить верой, правдой и благими делами, а всех остальных держать на некотором расстоянии.

Но тот, кто совершает зло другим, не будет здоров.

22. Насилие, воровство, секс без любви, ложь и клевета, сквернословие, сеянье раздора, ссора, зависть и неразумность — эти девять разрушающих тело, речь и ум проявлений должны всячески избегаться.

Кроме избегания зла, необходимо творить добро.

23. Тот, кто не имеет понятия о смысле жизни, кто болен и кто попал в беду, тому надо обязательно оказать помощь. Даже с насекомым, с муравьем, надо обращаться с заботой и любезностью. 

24. Верховная Личность Бога, корова, брахман, старший, врач, царь и гость должны быть почитаемы и достойны служения. Даже последний нищий не должен быть презираем, оскорбляем или упрекаем.

Рекомендации Вагбаты пронизаны идеалами Йоги.

25. Человек должен быть очень заботливым, даже по отношению к своим врагам, несмотря на их поступки. Человек должен смотреть одними глазами на счастье и несчастье. Человек должен стремиться постичь истину, а не искать причину в следствии.

Необходимо всё делать разумно и без крайностей

26. Человек должен говорить в соответствии с ситуацией, в которой он находится, коротко, лаконично, без брани, словами, ласкающими слух; не лгать.

27-28. Заводить разговор надо с приветливой улыбкой; быть целомудренным, добрым и мягким, не искать комфорта и счастья только для себя, а делиться этим с другими; надо всем доверять и никого не подозревать; не следует разглашать доверенную тайну, не стоит обсуждать чьи-либо ошибки и просчеты, а также отношения с Гуру (Учителем).

29. Узнав истинное лицо того, с кем общаешься, к каждому подбирай свой ключик, говори с ним в той манере, которая близка ему, приятна и понятна.

Не должно потакать органам чувств, но самоограничение должно быть разумным.

30. Человек не должен привязываться к образованию, не дающему знания о трех видах деятельности (Дхарме, Артхе и Каме), а должен стремиться познать их.

Во всех видах деятельности необходимо придерживаться золотой середины.

Священные тексты и наставления учителей

И заканчивает Вагбата наставления так же, как об этом говорят все священные тексты.

45. Для разумного человека весь мир — Ачарйа (Учитель), и после длительных размышлений необходимо понять его наставления.

46. Сострадание ко всем живым существам, отсутствие жадности, контроль тела, речи и ума, рассматривание чужих интересов как своих — это признаки хорошего человека.

47. Тот, кто постоянно думает о том, как правильно и праведно провести день и ночь, тот никогда не будет несчастен.

48. В этих стихах вкратце перечислены основные принципы хорошего поведения и тот, кто будет их соблюдать, будет преисполнен долголетия, здоровья, благосостояния и достигнет высокого положения в обществе, и не только в этой жизни, но и в следующей.

Комментировать