Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

"АЧАРЬЯ"

г.Москва, ул.Павловская, 18.
Тел. +7 (926) 118-51-08.
acharya.kurs@gmail.com

Аюрведа — Наука о Жизни. 3 часть.

Глава 3. Годовой режим (РИТУЧАРЙА АДХЙАЙА)

1. Сейчас мы поведаем главу Ритучарйа (годовой режим), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

Сезоны года

Эта глава посвящена особенностям проявления Дош в организме в разные сезоны года.

Сезоны года в Индии отличаются от наших, поэтому мы возьмём из этой главы только то, что подходит для нашего климата.

Холодное время года

7. В холодное время года активность человека должна быть наибольшей, летом — наименьшей, а в межсезонье — средней. 

С поправкой на наш климат, можно трактовать этот стих следующим образом: «В не слишком холодное время активность должна быть наибольшей, в слишком жаркое — наименьшей».

Для нашего климата мало ограничений в активности, поэтому мы и довольно активные по своей природе. Большую часть времени наша погода благоприятна для высокой и средней активности. У нас нет затяжной жары и длительных дождей. Да и сильные морозы в наше время бывают нечасто. По классификации Вагбаты, в основном, у нас большая часть времени подходит для средней активности.

8.  Зимой люди сильны, огонь желудка становится наиболее активным, ведь ему постоянно приходится бороться с холодом. С помощью Вата доша он начинает разрушать ткани тела; в это время года необходимо есть пищу, обладающую сладким, кислым и соленым вкусом.

9-10. Ночи становятся длиннее, после пробуждения человек сразу чувствует голод, поэтому в этот сезон хорошо принимать масляную ванну с маслами, снижающими Вата доша; делать масляный массаж головы и тела в половину силы, а также легкие похлопывания.

Зима в Индии похожа на нашу осень и весну, а иногда и летом погода у нас, как у них зимой. Но надо учитывать тот факт, что в Индии, как правило, нет отопления и от постоянного холода там страдают больше, чем здесь. Мы можем слегка помёрзнуть на улице и погреться дома, поэтому мы не испытываем такого дисбаланса Ваты. С масляным массажем во время морозов надо быть осторожными. Не следует его делать не задолго до выхода на улицу, лучше делать масляный массаж вечером, перед сном.

16. Люди, проводящие большую часть времени дома у камина или окружающие себя кругом милых друзей или «согревающиеся» в спальне, никогда не будут страдать от дисбалансов, возникающих в холодное время года.

Теплое время года

После описания холодного времени, Вагбата переходит к весне, которая начинается в Индии уже в феврале и больше напоминает наше лето. Однако, и у нас солнце весной становится активней и, хотя не так тепло, как в Индии, тем не менее рекомендации Вагбаты мы тоже можем учитывать.

18-22. Капха, начавшая плавно увеличиваться в холодный сезон, под воздействием теплого весеннего солнца начинает плавиться и течь, уменьшая и подавляя Агни, огонь желудка [Что ведет к возникновению весеннего авитаминоза, снижению иммунитета, аллергии и т.д.] и давая возможность проявиться большому числу заболеваний. Именно поэтому ее необходимо контролировать и не давать ей выйти из состояния равновесия.   

Это делается с помощью сильных рвотных средств, препаратов, принимаемых через нос и других методов лечения, а также с помощью легко усваиваемой пищи, сухой пищи и нежирной пищи. 

Очень полезна физическая нагрузка, массаж и пешие прогулки. Используя все эти методы для балансирования Капха доша, после принятия ванной необходимо наносить на тело сандаловую пасту, куркуму, экстракт из камфорного кардамона или Aquillaria agallocha. 

26. Тяжелая, холодная, жирная, кислая, сладкая пища и дневной сон — в этот сезон, об этом надо забыть.

Итак, в холодное время огонь пищеварения сильный поэтому употребление тяжёлой пищи вполне уместно. Когда становится теплее, лучше употреблять более лёгкую пищу.

27. Летом Солнце становится очень сильным, и день за днем его разрушительная сила возрастает. День за днем уменьшается Капха доша и увеличивается Вата доша.

В этот сезон необходимо избегать соленой, кислой и вяжущей пищи, а физическую нагрузку и пребывание под солнцем сократить до минимума.

28. В рационе должна преобладать сладкая, легкая, жирная, холодная и жидкая пища; рекомендуется блюдо из кукурузной муки, смешанной с очень холодной водой и сахаром, особенно после прохладной ванны.

29. Категорически запрещено употребление алкоголя. 

Если необходимо принимать лечебные вина, то в очень маленьких дозах или в сильно разбавленном виде, иначе это ведет к слабости, волнению, лихорадке и к болезням.

У нас очень редко бывает жаркая погода, но то, что для индусов тепло, для нас жара. Поэтому мы вполне можем следовать этим рекомендациям.

В Аюрведе широко применяются лечебные вина, которые называются Асава и Аришта. Они настаиваются на травах и в чём-то похожи на наши аптечные настойки. Но наши настойки делаются на спирту, а в Индии настаивается на травах вино. Эти настойки очень эффективны и обычно делаются с применением группы трав, а не одной травы, как у нас.

Вкусы в зависимости от времен года

55-56. В холодное и в дождливое время года, в рационе должна преобладать пища первых трех вкусов (соленая, кислая и сладкая); последние три — весной; сладкий — летом; сладкий, горький и вяжущий — осенью; весной еда и питье не должны содержать жиров; летом и в начале сезона дождей они должны быть холодными, а в остальные сезоны — наоборот (теплые).

57. Так или иначе, вне зависимости от сезона, в идеале ежедневный рацион должны входить все шесть вкусов (для поддержания здоровья), но все же в каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса.

Шесть вкусов представляют все материальные элементы. Тело должно получать все элементы для поддержания здоровья. Однако в определённые сезоны потребность в пропорции этих элементов разная.

Зимой должны преобладать вкусы, снижающие Вату и увеличивающие Капху — солёный, кислый и сладкий.

Весной должны преобладать вкусы снижающие Капху и увеличивающие Вату — горький, острый и вяжущий.

В жаркое время должен преобладать сладкий вкус. Он охлаждает и снижает Питту.

Осенью должны преобладать все три вкуса снижающие Питту — сладкий, горький и вяжущий.

58. Неделя в начале и в конце каждого сезона называется Ритусандхи (соединение сезонов). В течение этого периода режим, указанный для предыдущего сезона, должен очень плавно и постепенно сменяться режимом, описанным для наступающего сезона. Нарушения этого правила ведут к возникновению заболеваний, причиной которых является Асатмйа (сбитый режим, порядок).

Организм не любит резких перемен, поэтому необходимо переходить от сезона к сезону постепенно, в течении недели.

Глава 4. Профилактика болезней (РОГАНУТПАДАНИЙА)

Побуждение к испусканию газов, кала, мочи или семени, чихание, жажда, голод, сон, кашель, вздохи, зевание и рвота должны реализовываться вовремя.

Заболевания, вызванные препятствованием естественных потребностей организма

В этой главе Вагбата рассматривает заболевания, вызванные препятствованием естественных потребностей организма.

2. Задержка испускания газов ведет к вздутию живота, боли, поднимающейся вверх по кишечнику, нарушению движения газов по кишечнику, мочи, кала, нарушению зрения, расстройствам пищеварения, сердечным болезням.

3. Задержка дефекации ведет к возникновению болей в малом тазу, слизетечению из носа, головным болям, движению воздуха вверх по кишечнику (отрыжке), острой боли в прямой кишке, давлению за грудиной, рвоте калом и симптомам, описанным в предыдущем стихе.

4. При задержке мочеиспускания возникает острая боль во всем теле, образование мочевых камней, боль в мочевом пузыре, половом члене и мочевыводящих путях, а также болезни, описанные выше (в предыдущих стихах).

Методы устранения этих проблем.

5-7. Для этих (болезней, возникающих от задержки газов, кала и мочи) лечение — ректальные суппозитории, масляный массаж и ванны, иммерсионные ванны, струйный массаж, интенсивное потение и клизма. 

При болях, вызванной задержкой дефекации, еда и питье должны способствовать быстрой эвакуации кала. 

При болях, вызванных задержкой мочеиспускания, до завтрака пьют гхи (топленое масло). Соответственно, выполняется и питье максимальной дозы гхи в конце пищеварения в полдень и перед сном (Авапидака снеха).

И дальше, Вагбата продолжает рассматривать проблемы, вызванные препятствованием естественных позывов организма и их устранение.

8. Задержка срыгивания ведет к потере аппетита (вкуса), тремору, ощущению сдавления за грудиной в области сердца, вялости, икоте, кашлю. Лечение аналогично лечению икоты.

Лечение икоты рассматривается в следующих разделах, где икота является симптомом определённых заболеваний.

9. Головная боль, слабость органов чувств, дряблость шеи и лицевой паралич, возникают при задержке чихания. Лечение — искусственное вызывание чихания с помощью ингаляций, вдыхания порошков, щекотания носа и др., а также промасливание тела и интенсивное потение.

10. Задержка устранения жажды ведет к истощению, слабости, глухоте, потере сознания, головокружению, сердечным болезням. Для устранения этих симптомов необходимо все холодное (питье, еда, ванны, травы с холодными качествами и т.д.).

11. Боль во всем теле, потеря вкуса (аппетита), боли в эпигастральной области, головокружение — результат задержки удовлетворения чувства голода. Лечение — прием легкой, жирной, теплой пищи в небольших количествах.

12. Задержка сна (отказ от сна) ведет к галлюцинациям, чувству тяжести в голове и в глазах, усталости, зеванию и потягиванию, боли во всем теле. Крепкий сон и легкий массаж — идеальное лечение.

13. Задержка кашля ведет к его усилению, затруднению дыхания, потере аппетита, сердечным болезням, икоте и утомлению. Лечение аналогично лечению кашля.

Здесь так же речь идёт о лечении кашля, связанного с другими заболеваниями. Об этом Вагбата пишет в соответствующих главах.

14. Вздутие живота, сердечные болезни, галлюцинации — результат глубокого дыхания, особенно после тяжелой работы. Отдых и анти-Вата терапия — идеальное лечение этих проблем.

Здесь речь идёт не о спокойном глубоком дыхании. Когда человек перетруждается и дышит слишком интенсивно, могут возникать описанные Вагбатой проблемы.

15. Задержка зевания ведет к тем же проблемам, что и задержка чихания. Оба они лечатся методами, балансирующими Вата доша.

16. Ринит (течение слизи из носа), боль в глазах, голове и в сердце, напряжение мышц шеи, потеря вкуса (аппетита), головокружение и вздутие живота возникает из-за гнева. Хороший сон, вино и приятные истории — лечение этих симптомов.

Следуя теме задерживания той или иной потребности, здесь видимо идёт речь о гневе скрытом, не выраженном.

17-18. Герпес, сыпи, лепра и другие кожные болезни, раздражение глаз, анемия, жар, кашель, тошнота, нарушение пигментации лица и водянка возникают из-за задержки рвоты. Полоскание рта, ингаляции, лечебное голодание, принятие сухой пищи, а затем искусственное вызывание рвоты, кровопускание (или гирудотерапия), прием слабительного, физическая нагрузка — лечение. Масло, смешанное с солью и щелочными субстанциями — идеально для массажа и принятия ванны.

19-20. Задержка эякуляции ведет к уменьшению количества вырабатываемого семени, боли и припухлости половых органов, жару, чувству дискомфорта в области сердца, острой боли в теле, затруднению (задержке) мочеиспускания, грыжам, в том числе и паховой, образованию мочевых камней и импотенции. Все это лечится пищей, приготовленной из дичи, пивом, рисом, клизмой, масляным массажем, иммерсионными ваннами, молоком с травами, очищающими мочевой пузырь, а также любовью женщин (половым актом).

Заканчивая тему проблем связанных с препятствованием естественным потребностям организма, Вагбата подводит итог.

22. Практически все болезни возникают из-за преждевременного вызывания и задержки реализации позывов организма.

23. Для этих заболеваний существует бесчисленное множество методов лечения. Не смотря на огромное количество всевозможных заболеваний, в основном их причиной является дисбаланс Вата доша. Поэтому их лечат посредством пищи, питья и терапии, очищающей каналы, по которым движется Вата и помогающей ее движению в нижнюю часть организма. 

Наставления о правильной жизни

Заканчивает главу Вагбата наставлением о правильной жизни, которая освобождает от болезней.

36. Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней.

Глава 5. Наука о жидкостях (ДРАВАДРАВЙА ВИДЖНАНИЙА)

Теперь Вагбата начинает разбирать субстанции, относящиеся к жидкостям.

Вода

Вода необходима для жизни больше, чем еда, и от её качества зависит наше здоровье. Освящая эту тему, Вагбата рассказывает о различных видах доступной в те времена воды. Начинает он с описания дождевой воды. Какая дождевая вода полезна, какая вредна. Далее описана вода различных рек протекающих в Индии.

Он описывает воду из колодца и из пруда. Для нас эта информация не очень актуальна, однако качество воды в наше время так же очень важно. Основной вопрос, который стоит перед жителем города, пить ли водопроводную воду или покупать воду.

В наше время применяется множество различных фильтров для водопроводной воды. Производители, конечно, обещают нам чудеса очищения, но, на мой взгляд, всё же купленная вода лучше. При этом, конечно, необходимо с большим вниманием подходить к производителю воды. В погоне за низкой ценой нелегко получить хорошее качество.

Теперь о том, что из наставлений Вагбаты о воде мы можем использовать в своей жизни

14. Человек, пьющий воду в середине, в конце и в начале еды соответственно, сохранит нормальный вес, увеличит его или уменьшит.

Итак, согласно Вагбате вода, выпитая перед едой, снижает вес. Выпитая во время еды, сохраняет вес. Выпитая после еды, увеличивает вес. Перефразируя, можно сказать, что вода, выпитая перед едой, увеличивает пищеварение, выпитая во время еды, сохраняет пищеварение и выпитая в конце еды, снижает пищеварение.

Так как у разных людей пищеварение разное, то эту рекомендацию следует рассматривать в плане превалирующей доши в организме человека. Людям Капха типа лучше пить воду перед едой, людям Вата типа лучше пить воду во время еды и людям Питта типа лучше пить воду после еды.

При этом, конечно, необходимо прислушиваться к сигналам, которые даёт нам наше тело. Основное правило Аюрведы — не препятствовать естественным потребностям организма. Если есть ощущение жажды, воду необходимо пить в независимости от любых других правил.

В наше время распространена теория о том, что все люди должны выпивать в день не менее двух литров воды. При этом другие жидкости: чай, сок и тому подобные, не учитываются. Это никак не подтверждается Аюрведой.

Согласно Аюрведе, всё зависит от превалирующих Дош в теле человека. Людям Капха типа нужно меньше воды, людям Вата типа среднее количество и людям Питта типа необходимо довольно много воды. Поэтому, согласно Аюрведе, не надо пить воду специально без чувства жажды, только потому что кто-то об этом говорит или пишет. Организм сам прекрасно знает, что ему нужно.

Качествах воды с разной температурой

15. Холодная вода снимает алкогольную интоксикацию, истощение, усталость, жажду, приводит в чувство, останавливает рвоту, головокружение, жар, солнечный удар, накопление (сгущение) Питта, крови и яда.

Из описания качества холодной воды можно сделать вывод о том, что не стоит её употреблять до, во время и после еды. Снижение Питы в любом случае будет плохо влиять на пищеварение. Холодную воду лучше употреблять отдельно в случаях приведённых Вагбатой.

16-17. Горячая вода вызывает аппетит, способствует пищеварению, хороша для груди, легко переваривается, очищает мочевой пузырь, лечит икоту, газы, увеличение Вата доша и Капха доша, идеальна во время очищения организма, для страдающих от застарелого жара, кашля, Амы, ринита, одышки и болей в суставах.

Итак, людям Вата и Капха типа лучше употреблять горячую или тёплую воду. Холодная вода хороша только для людей Питта типа.

18. Вскипяченная, а затем охлажденная вода не увеличивает влажность внутри тела, очень легко усваивается и идеальна при болезнях Питта. 

Вода (кипяченная), продержанная более суток, возбуждает все три доша.

Кипячёная вода обладает хорошими качествами, но она не должна храниться более суток.

Молоко

20-21. В основном все виды молока сладкие на вкус и в конце пищеварения (по Випаку), жирные, общеукрепляющие, увеличивают дхату, уравновешивают Вата и Питта доша, афродизиаки, увеличивают Капху, охлаждают и тяжело перевариваются. 

В наше время существует много разных теорий о вреде молока. Они не подтверждаются в Аюрведе. Конечно, в то время не было сухого молока, в молоко не клали антибиотики, и оно не хранилось полгода. Всё ненатуральное молоко необходимо отвергнуть как нездоровое.

Если молоко хранится более десяти дней, значит оно не пригодно для здорового питания. Также большое значение имеет питание животного. Мы в городских условиях не можем иметь корову и контролировать её питание, поэтому молоко приходится выбирать экспериментальным путём.

22. Коровье молоко способствует долголетию, омолаживает, реабилитирует после травм (особенно груди), увеличивает разум, силу и грудное молоко, помогает эвакуации нечистот, лечит истощение, головокружение, отравления, фатальные болезни, одышку, кашель, патологические голод и жажду, хронический и очень сильный жар, дизурию и болезни, сопровождающиеся кровотечениями.

Кроме коровьего молока Вагбата описывает все виды молока известные в то время. Мы рассмотрим только то, что встречается у нас.

24. Козье молоко — легко переваривается, так как козы очень мало пьют, очень физически активны и едят горькую и вяжущую пищу, лечит туберкулез (и большинство легочных болезней), жар, одышку, кровотечения и диарею.

26. Овечье молоко плохо для ума (сердца), горячее (по Вирйа), лечит нарушения Вата доша, порождает икоту, одышку и увеличивает Питта и Капха доша.

Хотя овечье молоко у нас встречается редко, всё же необходимо знать, что в Аюрведе оно считается не самым полезным.

28. Не кипяченое молоко способствует увеличению секреции из пор внутри тканей, что ведет к их закупорке, тяжело переваривается, однако, правильно приготовленное молоко обладает противоположными качествами. 

 Слишком долгое кипение делает молоко тяжелым. Молоко, попадающее в рот непосредственно из соска, подобно нектару.

В Индии вы никогда не увидите, как пьют не горячее молоко. И в этом индусы следуют наставлениям Вагбаты. Холодное молоко, особенно из холодильника, это, как правило плохо. Его можно применять только людям Питта конституции и для снятия излишнего жара. Холодное молоко может помогать снижению высокой кислотности и изжоги. Но им нельзя злоупотреблять.

Масло

Масла Вагбата так же относит к жидкостям.

36. Свежее масло — афродизиак, холодное (по Вирйа), улучшает цвет кожи, дает силу и прекрасное пищеварение, адсорбирует воду, лечит болезни Вата, Питта, крови, чахотку, геморрой, паралич лицевых нервов, кашель; масло, полученное из молока, абсорбирует воду, лечит болезни, сопровождающиеся кровотечением и болезни глаз.

Масло в наше время следует покупать с осторожностью. Это масло не должно храниться более двух недель, и оно должно иметь жирность не менее восьмидесяти двух с половиной процентов.

И даже при этом, необходимо внимательно следить за составом, что бы в нём не было пальмового масла.

37-39. Топленое коровье масло идеально для увеличения интеллекта, памяти, интенсивности пищеварения, продолжительности жизни, количества семени (сексуальности), остроты зрения. Оно очень полезно для детей, стариков, для желающих многочисленного потомства, упругого тела, ангельского голоса, для страдающих истощением в результате грудных болезней или травм, герпеса, ран, нанесенных всевозможным оружием, огнем. Применяется для лечения дисбалансов Вата и Питта доша, яда, умопомрачения, чахотки, мистических болезней (порчи, сглаза и др.), лихорадки. Является лучшим средством для промасливания, сохранения молодости и омоложения организма, холодным (по Вирйа), и применяется с большим успехом в тысячах лекарственных препаратах и множестве методов лечения.

Топлёное масло, которое в Индии называется Гхи, лучшее из масел! Оно не только укрепляет и смазывает тело, но и способствует пищеварению. Это уникальное свойство Гхи!

Не надо путать Гхи с топлёным маслом, которое продаётся в обычном магазине, это совсем другое масло. Конечно, хорошее Гхи можно купить в аюрведическом магазине,  но его легко приготовить самостоятельно.

 Для приготовления берётся хорошее сливочное масло. Оно растапливается и топится на медленном огне приблизительно в течении часа. Вначале появляется много белой пены, её следует снять. Затем масло становится прозрачным. После того, как в нём перестанут образовываться пузырьки, оно начнёт слегка потрескивать. Это значит, что масло почти готово.

Его надо потопить ещё минут пять семь и после этого перелить в хорошую фарфоровую посуду. Конечно, лучшей считается золотая посуда, но вряд ли она у вас есть. Масло не надо накрывать крышкой, пока оно не остынет. Если остывшее масло не застывает, его можно поставить в холодильник на пол часа. После этого масло хранится при комнатной температуре.

40. Топленое масло, выдержанное в течении десяти лет,  лечит яды, эпилепсию, обмороки, болезни головы, глаз, ушей и женских половых органов, очищает и залечивает раны.

Гхи не только не портится, но и с течением времени приобретает ещё больше полезных качеств.

41. Коровье молоко и масло — самые лучшие, а овечьи — худшие (по качествам).

Сахар

42. Сок сахарного тростника послабляет, тяжело переваривается, липкий, укрепляет тело, увеличивает Капха доша и мочу, афродизиак, холодный (по Вирйа), лечит кровотечения, сладкий на вкус и в конце пищеварения.

Сахар, употребляемый в древности, значительно отличался от современного рафинированного сахара, поэтому Аюрведа не считает сахар однозначно вредным. Из современного рафинированного сахара удалены все вещества растения, из которого он получен, за исключением самого сахара. Поэтому можно сказать, что это плохой продукт.

http://www.bleckt.com/publication/zdorovoe-pitanie/12821.html#

 В наше время различными технологиями человечество добилось значительного удешевления продуктов, но это имеет побочные последствия в разы превышающие вредные свойства натуральных продуктов. Вред и польза различных продуктов, как правило, находится в балансе в натуральной природе. При разумном употреблении, натуральный сахар полезен, как и все натуральные продукты. В наше время не стоит быть экономным в еде, лучше не тратить деньги на менее нужные организму вещи. Как правило, из того что мы можем купить, надо выбирать более дорогие, но натуральные, насколько возможно продукты.

 Дальше Вагбата перечисляет разные виды сахарного тростника и побочных продуктов из него и в конце подводит итог.

50. Все сахара лечат жжение, жажду, рвоту, обмороки и кровотечения.

Из всех продуктов, получаемых из сахарного тростника, сахар — лучший, а не очищенная черная патока — худший.

Мёд

51-52. Мед хорош для глаз, разбивает каловые камни и другие скопления нечистот, снимает жажду, снижает Капху, лечит отравления, икоту, кровотечения, диабет, кожные болезни, рвоту, одышку, кашель, понос, гонит глистов, очищает, соединяет и сращивает переломы. Способствует накоплению Вата доша, не жирный, слегка вяжущий и сладкий на вкус. Засахарившийся мед, сходен по качествам и действию.

Мёд очень хороший продукт в отличии от сахара, не только не увеличивает Капху, но и снижает её. Но людям Вата конституции, надо понимать, что мёд увеличивает Вату.

53. Мед убивает человека, если принимается после подогрева, при очень высокой температуре у больного, в жаркое время года, в жарких странах, с горячей пищей.

И снова о проблемах нашего времени. Для расфасовки мёда в фабричных условиях, очень удобно использовать нагретый мёд, а это превращает его в токсичный продукт. Поэтому мёд необходимо покупать с осторожностью. И если мёд покупается не напрямую у пасечника, опять же, необходимо отказаться от дешёвых вариантов. Если производитель не экономит на безопасности продукта, его затраты возрастают.

Растительные масла

55. Масла в основном схожи по качествам с их источником (семенами, из которых их получают). Царем масел является кунжутное масло.

Как и с сахаром, прежде всего необходимо забыть о рафинированных, дешёвых маслах. Современные методы очищения, делают рафинированное масло таким же опасным, как и рафинированный сахар.

http://poleznogotovim.ru/vred-rafinirovanngo-masla/

Ну и в целом, подсолнечное масло не является самым лучшим. Лучшим маслом Вагбата называет кунжутное, хотя и у него есть свои недостатки.

56. Кунжутное масло обладает свойством проникать внутрь тканей и очень быстро распространяется по всему телу, оно вызывает кожные заболевания, плохо для глаз, способно открывать самые мелкие поры, горячее по Вирйа, не увеличивает Капху, делает худых толстыми, а толстых — худыми, способствует возникновению запоров, убивает глистов. При правильном применении, лечит все болезни.

Правильное применение, это прежде всего умеренность в потреблении. Кроме того, в Аюрведе активно применяют настойки трав на кунжутном масле. Эти настойки широко применяют, как наружно, так и внутренне, и, в сочетании с определёнными травами, оно в действительности лечит все болезни.

 В Индии во времена Вагбаты оливковое масло было не известно. Современные исследователи считают его таким же полезным, как и кунжутное.

http://lrnews.ru/news-10/166793-olivkovoe-i-kunzhutnoe-maslo-priznali-samymi-poleznymi-dlya-organizma.html

 Дальше Вагбата рассматривает различные масла, которые у нас не встречаются. Пишет он и о подсолнечном масле.

61. Льняное масло и подсолнечное масло — горячие по Вирйа, ведут к кожным болезням, увеличивают Питту и Капху.

Никаких полезных свойств самого распространённого у нас подсолнечного масла, Вагбата не приводит.

Жир

62. Мускульный жир и костный мозг, уравновешивают Вата доша, увеличивают силу, Питту и Капху. Их качества сходны с качеством мяса животных, из которых они взяты. Все виды телесного жира по качествам сходны с ними.

Аюрведа не является вегетарианской. Вагбата рассматривает все продукты, употреблявшиеся в его время. О свойствах мяса различных животных будет написано в следующей главе.

 Те, кто занимаются йогой, часто приходят к отказу от мяса. Этому способствует более тонкое осознание энергий тела. Древние тексты по йоге не рекомендуют употреблять мясо в пищу.

1.61. Йогинам нельзя есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее, вино, рыбу, мясо животных и чеснок.

1.62. Пищу остывшую, разогретую, пересоленную, прокисшую, йогин должен избегать, как нездоровую.

(Хатха Йога Прадипика).

Алкоголь

Как и в случае с мясом, в Аюрведе рассматривается воздействие алкоголя на организм человека.

63-64. Вина стимулируют пищеварение, увеличивают аппетит, проникают вглубь тканей, горячие по Вирйа, дают ощущение счастья и укрепляют тело, слегка сладкие, горькие и острые, слегка вяжущие, кислые в конце пищеварения, послабляют, дают красноречие, здоровье, интеллект, цвет лица и хорошую комплекцию.

Легко усваиваемые, они хороши для страдающих бессонницей или слишком продолжительным сном и слабостью. Вина не жирные, проникают даже в самые мелкие поры и открывают и прочищают их, уравновешивают Вата и Капха доша. Они обладают всеми этими качествами только при разумном использовании, в противном случае они подобны яду.

В Аюрведе широко применяются настойки вина на травах. Они называются Асава и Аришта. В некоторых регионах Индии для лечения применяют исключительно такие настойки. Они очень эффективны, так как благодаря действию вина легко проникают внутрь. При этом о даже лёгком опьянении речь не идёт. Дозы для лечения чуть больше столовой ложки и обычно разбавляются водой пополам.

65-66. Молодые вина плохо усваиваются, ведут к накоплению и увеличению трех доша. Выдержанные вина обладают противоположными качествами. Они не должны питься горячими, в горячем климате и т.д., людьми, принимающими слабительное и на тощий желудок; очень крепкие или очень разбавленные, очень жидкие и очень густые, а также прокисшие, не должны использоваться для питья.

Если вы употребляете алкоголь в небольших дозах, то и здесь имеет смысл отказаться от дешёвых вариантов.

 Вагбата пишет и о воздействии пива.

67. Пиво лечит кишечные опухоли, вздутие желудка, геморрой, болезни двенадцатиперстной кишки, чахотку. Оно смазывает желудочно-кишечный тракт, тяжело переваривается, уравновешивает Вата доша, ведет к увеличению жира, крови, грудного молока, мочи и Капхи.

Аюрведа во всём находит положительные качества и возможность использовать их для лечения. Но и отрицательные качества не упускает из виду.

68-69. Пиво, сваренное из терминалии белерика — не дает сильного опьянения, легко переваривается, хорошо для здоровья, не настолько вредно, как остальные виды пива, применяется при ранах, анемии, кожных болезнях.

70. Ячменное пиво ведет к запору, тяжело усваивается, не жирное и увеличивает все три доша.

В целом, если вы не отказались от употребления алкоголя и не применяете пиво для лечения, это именно тот продукт, от которого лучше отказаться.

72. Виноградные вина особенно полезны для сердца, не очень горячие по Вирйа, сладкие, послабляющие, слегка увеличивают Вата и Питта доша, лечат анемию, диабет, кровотечения и глистов.

Если вы не отказались от алкоголя, употребляйте только виноградные вина, выдержанные, хорошего качества и в ограниченном количестве.

Моча

Уринотерапия была хорошо известна во времена Вагбаты.

82-83. Моча коровы, козы, овцы, буйвола, слона, лошади, верблюда и осла — увеличивает Питту, не жирная, глубоко проникают вглубь тканей, горячая по Вирйа, острая и соленая по вторичному вкусу (после переваривания), лечит глистные инвазии, водянку, вздутие желудка, обмороки, колики, анемию, увеличение Капха и Вата доша, опухоли в брюшине, потерю аппетита, отравления, лейкодермию, лепру (и другие кожные болезни), кровотечения; легко переваривается.

84. Итак, это краткое описание некоторых групп жидкостей, таких, как вода, молочные продукты, продукты сахарного тростника, масла и вина.

  1. Володя, спасибо тебе большое

Комментировать