Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

"АЧАРЬЯ"

г.Москва, ул.Павловская, 18.
Тел. +7 (926) 118-51-08.
acharya.kurs@gmail.com

Аюрведа — Наука о Жизни

Аюрведа

Аюрведа — знание о жизни. Это древняя наука, основанная на философии Санкхья. Как известно весь мир, как и наше тело, состоит из пяти Великих Элементов. Это Притхиви (Земля); Джала (Вода); Агни (Огонь); Ваю (Воздух) и Акаша (Эфир).

Эти элементы в теле формируют три Доши и семь Дхату. На этом знании основаны все концепции Аюрведы.

На сегодня у нас есть три основных линий передачи Знания.

Они идут от основных Божеств Индийской Троицы: Шивы, Вишну и Брахмы.

От Господа Шивы ведёт своё происхождение Медицина Сиддхов.

От Господа Вишну, который проявился как Бог Аюрведы Дханвантари, идёт линия Диводасы и его ученика Сушруты.

От Господа Брахмы идёт линия Атреи и его ученика Агнивеши.

Аюрведа Сиддхов

Эта линия передачи идёт от Господа Шивы, который дал знание Аюрведы Богине Парвати. Затем Господь Шива передал это Знание своему сыну Картикее, которого также называют Мурган. От Мургана, знание Аюрведы получил Мудрец Агастья. Агастья передал это знание 18 сиддхам, которые распространили его среди людей.

Сейчас эта система Аюрведы, распространена в основном в Тамил Наду. В этом штате Индии, существует определённая оппозиция всему остальному индуизму. Тамильцы древняя дравидская нация, которая имеет свои глубокие традиции и собственные авторитеты, несколько отличные от хинду. Тамильцы предпочитают не называть свою медицину Аюрведой, избегая слияния с традицией хинду. Хотя медицина сиддхов принципиально от Аюрведы ничем не отличается. Особенность медицины сиддхов состоит в использовании минералов. Многие препараты содержат ядовитые вещества, очищенные особым образом. Эти ингредиенты используются и в других линиях передачи Аюрведы, но считается что туда они пришли позже и были заимствованы из этой системы.

У нас нет какого-то одного наиболее авторитетного текста этой традиции, различных текстов довольно много. Они в основном не переведены с тамильского. Также существует множество рукописей, которые в большинстве своём хранятся в семьях традиционных врачей вадья. Но в целом система хорошо известна, и она преподаётся в колледжах Тамил Наду. Медицина Сиддхов отличается от других известных систем Аюрведы только в деталях, основные принципы те же.

Аюрведа Дханвантари

Дханвантари явился во время знаменитого пахтанья океана, когда Дэвы и Асуры добывали Амриту — напиток бессмертия.

Именно Дханвантари принёс этот напиток!

Он считается воплощением Бхагавана Вишну. Кроме Амриты для Богов он принёс и Амриту для людей! Это и есть Аюрведа! Следуя принципам Аюрведы, мы, конечно, не станем бессмертными, но проживём максимально долго. При этом силы и энергия не покинут нас вплоть до самой смерти! А это очень важно, ведь наше состояние сознания в момент смерти, определяет наше будущее рождение.

14. Когда к смерти идет воплощенный,

состоящий из гуны саттва, —

он миров безгрешных достигнет

обладателей высшего знанья.

15. Тот, кто в раджасе смерть встречает,

возродится средь скованных кармой;

если ж в тамасе тело покинет –

возрождается в лонах нечистых.

(Бхагавадгита 14 глава).

Система идущая от Дханвантари описана в Сушрута Самхите.

Сушрута был учеником царя Каши Диводасы. Считается что Дханвантари принял воплощение в теле Диводасы, для того чтобы передать Аюрведу людям.

Особенность этой системы хирургия.

Текст Сушрута Самхита датируют 350 годом нашей эры.

В этом труде изложено описание более 300 операций. Некоторые из них сложно повторить даже сегодня. Более 120 хирургических инструментов подробно описаны в тракте.

Кроме того, аюрведическая терапия с описанием более 650 лекарств, также приводится в этом труде.

Аюрведа Брахмы

История этой линии передачи такова. Опечаленные многочисленными болезнями людей, мудрецы собрались вместе обсудить эту проблему. Риши Атрея заявил, что он обратится к Царю Богов Индре, для получения знания об излечении болезней. Индра согласился и передал знание Аюрведы Мудрецу Атрее и остальным Мудрецам. Сам Индра получил это Знание от Богов врачевателей Ашвинов. Они обрели эту Науку от Праджапати. Праджапати получил Знание Аюрведы от Творца Брахмы.

Первым учеником Атреи был Агнивеша. Трактат Агнивеши переработал мудрец Чарака, который создал, пожалуй, наиболее авторитетный текст Аюрведы, Чарака Самхита.

Датой создания Чарака Самхиты принято считать 7 век до нашей эры.

Имя Чарака в переводе означает странствующий. Некоторые считают, что Чарака и автор Йога Сутр Патанджали, одно и то же лицо.

В трактате 8 разделов:

Сутра стхана. В 30 главах рассматриваются общие принципы Аюрведы. Цели текста и правильный образ жизни.

Нидана стхана. 8 глав о причинах заболеваний.

Вимана стхана. 8 глав описывают подготовку врача, этику медицинской практики.

Шарира стхана. 8 глав описывают устройство человеческого тела. Так-же включает раздел о строении некоторых животных.

Индрия стхана. 12 глав посвящены диагностике и интерпретации болезненных ощущений пациента.

Чикитса стхана. 30 глав посвящены лекарствам и методам лечения заболеваний.

Калпа стхана. 12 глав описывают приготовление лекарств, их дозировку и признаки злоупотребления лекарствами.

Сиддха стхана. 12 глав описывают признаки полного излечения и систему здорового образа жизни.

Таким образом этот труд полностью описывает систему Аюрведы. Все принципы Аюрведы, которые будут описаны далее, имеют источником этот труд.

Аштанга Хридая

В 6 веке нашей эры Вагбата переработал все известные на тот момент тексты и создал поистине уникальный труд Аштанга Хридая. Этот текст нельзя отнести к какой-либо из трёх ветвей передачи знания, он объединил в себе все традиции и благодаря ему мы и имеем это цельное знание Аюрведа.

Аштанга Хридая является кратким и простым изложением текста Аштанга Санграха написанным Вагбатой изначально, но оказавшимся слишком трудным для изучения его учениками. Текст написан в стихотворной форме, прост для восприятия и стал очень популярным для своего времени. Он был переведён на арабский и тибетский языки. Авиценна использовал арабский перевод при написании «Канона Врачебной Науки».

Название текста переводится как 8 частей сердца. Под сердцем, подразумевается система Аюрведы. Эти 8 частей следующие:

  1. Кайа Чикитса — общая терапия  болезней, лечение с помощью различных препаратов.
  2. Каумара Бритья — педиатрия, лечение детей, а также гинекология и акушерство. 
  3. Бхута Видья — психология и психиатрия.
  4. Шалакья Тантра — лечение болезней от горла и выше.
  5. Шалья Тантра — хирургия. 
  6. Агада Тантра — токсикология, лечение болезней вызванных отравлением.
  7. Расаяна Чикитса — омоложение и восстановление организма. 
  8. Ваджикарана — сексология. Лечение сексуальных нарушений. 

Вагбата, потомственный врач, создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство — город Махаджанху, ставший центром изучения Аюрведы. Здесь были собраны и переписаны все известные каноны арийской и дравидской медицины. К сожалению, позднее 90% из них погибли. Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху. Сюда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии.  

      Позднее он поселился в Керале (южная Индия), где провел последние годы жизни и стал основателем восьми медицинских династий (традиций Ашта Вайдьян), каждая из которых занималась одним из восьми разделов Аюрведы. Династии врачей при лечении болезней опирались главным образом на Аштанга Хридая Самхиту. Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только дети этих медицинских династий, но и дети других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбаты популярны здесь более, чем где-либо в Индии. 

Далее мы будем использовать этот текст как основной авторитетный источник системы Аюрведа.

Первая глава называется Айушкамийа Адхйайа (достижение долголетия) и она согласно традиции, принятой в Индии, вначале кратко описывает предмет в целом.

«Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам (Апурва вайдйа), которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные желаниями и привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и вызывающие тревогу, заблуждение и беспокойство.

 1. Сейчас мы поведаем главу Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

2. Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для исполнения Дхармы, Артхи и Камы, должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы. 

3.  Брахма, помнящий Аюрведу с начала времен, поведал это знание Праджапати, он (Праджапати) передал близнецам Ашвини-Кумарам, которые посвятили в это знание Сахасракшу (Индру), а он передал его сыну Атри (Атрее Пунарвасу) и другим мудрецам, а они — Агнивеше и остальным великим личностям, которые разделили это знание на части и углубили, каждый свою. 

4. Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была взята только квинтэссенция, и эти тезисы — Аштанга Хридайам — написаны в наиболее доступной форме». 

Описывая систему Аюрведы, Вагбата прежде всего излагает концепцию трёх Дош.

Три Доши

6. Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) — три доши, они разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса. 

Как уже было написано выше, наше грубое физическое тело состоит из 5 Великих Элементов. Это Притхиви (Земля); Джала (Вода); Агни (Огонь); Ваю (Ветер) и Акаша (Эфир). Эти элементы взаимодействуя между собой, проявляются как энергии и субстанции, поддерживающие это тело будучи в балансе и разрушающие тело при дисбалансе. Слово Доша, переводится как нарушение или недостаток. Так как Аюрведа рассматривает болезни и их лечение, то и эти три энергии рассматриваются с точки зрения их нарушения и дисбаланса, отсюда это название.

Эти энергии рассматриваемые вне контекста заболеваний, называются Оджас, Теджас и Прана.

Капха Доша. Это сочетание элементов Земля и Вода. Эти элементы самые грубые и являются основой тела. В чистом виде это энергия Оджас.

Питта Доша. Это сочетание элементов Огонь и Вода. Питта отвечает за все процессы метаболизма. Она преобразует пищу в ткани тела. В чистом виде это энергия Теджас.

Вата Доша. Это сочетание элементов Воздух и Эфир. Вата отвечает за все процессы перемещения в теле. В чистом виде это энергия Прана.

Дальше Вагбата пишет о местах нахождения Дош.

7. Несмотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего их можно найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся между верхушкой сердца и пупком.

Итак, Доши находятся во всём теле, но имеют свою локализацию, или место, в котором они преобладают. Для Ваты это часть туловища ниже пупка, для Питты от пупка до сердца и для Капхи от сердца и выше.

При рождении у человека преобладает либо одна Доша, либо две. Две Доши преобладают чаще чем одна. Очень редко человек рождается с равновесием всех трёх Дош.

10. Посредством дош, находящихся в семени и яйцеклетке, во время зачатия новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций (Пракрити), точно так же, как навозные черви образуются из навоза; хилая, средняя и сильная соответственно.

 Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех дош, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух дош — Ниндйа пракрити.  

Здесь слово Пракрити или Природа, используется для обозначения конституции человека при рождении. Под хилой конституцией, Вагбата подразумевает Вату, под средней, Питту, а под сильной, Капху.

Далее Вагбата описывает признаки Дош в теле человека.

11. Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвижность — качества Вата доши. 

Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая жирность, проницаемость — качества Питта доши. 

Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность — качества Капха доши.

 В состоянии одновременного увеличения или уменьшения комбинация двух дош называется Самсарга, а всех трех — Саннипата. 

Итак, все мы имеем в теле три Доши, но при рождении комбинация этих Дош у разных людей не одинакова.

Эта комбинация называется Пракрити или Природа. Чаще всего у человека превалируют две Доши. Например, Питта 40% Вата 35% и Капха 25%. Такая комбинация будет называться Питта-Вата. Но и комбинации, где превалирует одна Доша, не являются редкостью. Например Вата 60% Питта 30% и Капха 10% — это будет Вата Пракрити. Рассмотрим Пракрити где одна Доша превалирует.

Вата Пракрити. То, что написал о Доше Вагбата, будет проявляться в таком человеке.

«Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвижность — качества Вата доша».

Человек Вата типа обладает сухостью, он как правило худой и ему трудно набирать вес. У него сухая кожа, тонкие суставы склонные к хрусту.

 Он обладает лёгкостью. Такие люди легки на подъём, они могут с энтузиазмом браться за какие-то дела. Но с такой же лёгкостью, с которой они начинают что то, с такой же могут и бросить, не закончив до конца. То есть эти люди буквально ветренные, как говорят у нас в России. 

Холодность. Люди Вата типа как правило мерзлявые, и они очень любят тепло. Кроме того, у них может быть и довольно холодное сердце, им может быть свойственна холодность в отношениях. Но так как холод приносит дискомфорт, им необходимы тёплые отношения.

Шершавость. Сухость и шершавость взаимосвязаны, сухая кожа — шершавая. Сухость внутри, порождает шершавость. Эти люди как правило склонны к запорам.

Невидимость. Вата будучи воздухом — невидима. Человек Вата типа часто бывает скромным и незаметным.

Подвижность. Люди этого типа очень любят перемещаться и путешествовать. Даже если такой человек просто идёт по улице, он идёт стремительно и всех старается обогнать.

Питта Пракрити. «Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая жирность, проницаемость — качества Питта доша». 

Человек Питта типа обладает жаром. У него огненная энергия.  Ему часто бывает жарко, и он любит прохладу. Он согревает своих друзей и сжигает врагов. Гнев и раздражительность, это жар психики, и эти качества в таком человеке превалируют.

Лёгкость. Как и люди Вата типа,  те кто обладают Питта типом, легки и энергичны. Однако в отличии от Ветра, Огонь никогда не останавливается, не достигнув своей цели. Люди Питта типа всегда идут до конца, и часто добиваются своего. Успешные люди во всех сферах жизни, очень часто имеют много Питты.

Неприятный запах. Физически, Питта порождает неприятный запах. Гнев и раздражительность, порождают неприятные впечатления от человека. Однако, так-как люди Питта типа превыше всего ставят достижение своей цели, они часто успешно контролируют свои физические и психические запахи.

Проявление в форме жидкости. Питта — это жидкий огонь, кислота. Такие люди могут быть весьма текучими, когда им это необходимо. Обладая огненной энергией, они согревают всё вокруг и, если это необходимо для достижении цели, они могут приспособиться к любой ситуации.

Лёгкая жирность. Иначе говоря, маслянистость. Люди этого типа не сухие. Они как правило легко набирают и легко сбрасывают вес. Они потливые и имеют лоснящуюся кожу. 

Проницаемость. Как огонь проникает всюду, так и люди этого типа обладают подобным качеством. Они проникают в сердца людей, они способны очаровывать, это безусловные лидеры. Но надо помнить, что всё это они делают для достижения своих целей.

Капха Пракрити. «Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность — качества Капха доша».

Человек Капха типа всегда обладает жирностью. Этим людям легко набрать вес и трудно похудеть.

Капха холодная. Она снижает пищеварительный огонь и процесс метаболизма. Но так-как люди капха типа как правило имеют лишний вес, им часто бывает жарко, и они легко переносят холод.

Тяжесть. Это не только лишний вес, человек капха типа может его не иметь, при дисциплинированном питании и хороших физических нагрузках. Однако у такого человека обязательно будут тяжёлые, широкие суставы. И сам он обязательно будет крупным.

Инертность. Всё тяжёлое инертно, его трудно разогнать, но и остановить не просто. Люди капха типа, как правило спокойные и часто довольно ленивые. Они добродушные и не злятся попусту, но если такой человек разозлится успокоить его будет не просто.

Гладкость. Гладкая хорошая кожа, плавность в движениях и отсутствие хруста в суставах, всё это признаки Капхи.

Слизистость. Капха по сути своей слизь. Она даёт хорошую смазку для всех органов, предохраняя их от преждевременного износа. Так же, эта слизь охлаждает органы пищеварения, и препятствует воздействию на них кислот внутреннего огня.

Статичность. Капха придаёт телу устойчивость. Активные Вата и Питта нуждаются в стабилизации. Эту функцию выполняет Капха.

Теперь вкратце опишем эти конституции в сбалансированном и в не сбалансированном состоянии.

Капха тип. В сбалансированном состоянии Капха Доши, люди этого типа имеют огромный запас энергии. Они добрые, не даром в русском языке доброта относится и к полноте. Такие люди являются надёжными друзьями и верными супругами.

При дисбалансе Капха Доши в таких людях начинает преобладать лень и инертность. Доброта и любовь превращаются в жадность и чувство собственничества.

Питта тип. В сбалансированном состоянии Питта Доши, люди этого типа являются отличными лидерами. Они сосредоточены, работоспособны и умеют добиваться результата. Это хорошие друзья и опасные враги. Они великодушны и умеют прощать.

При дисбалансе Питта Доши в таких людях преобладают гнев и раздражительность. Они могут терять контроль над собой и совершать жестокие поступки.

Вата тип. В сбалансированном состоянии Вата Доши, люди этого типа легки на подъём. Они являются генераторами идей и погружены в творчество.

При дисбалансе Вата Доши такие люди погружены в депрессию. Они не могут ни на чём сосредоточиться и лишены веры в себя.

В людях смешанной конституции Доши ведут себя подобным образом и проявляются в зависимости от пропорций преобладающих Дош.

Мы описываем здесь положение вещей схематично и довольно примитивно, в реальности всё гораздо сложней. Баланс и дисбаланс находятся в движении и те или иные состояния то возникают, то рассеиваются. Но в целом эта схема описывает реальное положение вещей в определённый момент времени. Эти постоянные изменения называются Викрити. Изменения происходят под воздействием принимаемой пищи, образа жизни, времени суток и так далее. Когда Викрити вызывает сильный дисбаланс это приводит к болезням.

Семь Дхату, Агни.

После краткого описания Дош Вагбата описывает семь Дхату или тканей тела и Мала отходы.

12. Раса Дхату (лимфа, плазма), Ракта Дхату (кровь), Мамса Дхату (мышцы), Медха Дхату (жир), Асти Дхату (кости), Маджа Дхату (мозг) и Шукра Дхату (семя) — семь тканей, также известных под названием Душйа (то, что выходит из равновесия). 

Мала суть моча, кал, пот и др. Увеличение этих трех составляющих тела (Доша, Дхату и Мала) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а уменьшение — по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.). 

Как известно мы то, что мы едим. Аюрведа описывает формирование тела, как последовательное возникновение тканей. Процесс формирования тканей происходит посредством различных видов Агни (огонь). Первый из них Джатхара Агни (огонь пищеварения). Первая ткань, возникающая при переваривании пищи Раса Дхату (лимфа и плазма) из Раса Дхату возникает Ракта Дхату (кровь) и далее Мамса Дхату (мышцы), Медха Дхату (жир), Асти Дхату (кости), Маджа Дхату (мозг) и Шукра Дхату (семя). 

Посредством соединения Шукры (семени) и Артавы (яйцеклетки) возникает новый организм ввиду того, что эта последняя Дхату является квинтэссенцией всех предыдущих.

У здорового человека все Агни начиная с Джатхара Агни (пищеварение) должны быть в балансе, такие Агни называются Сама Агни или ровный сбалансированный огонь. При дисбалансе Вата Доши огонь трансформации становится беспорядочным и называется Вишама Агни. Он то сильный то слабый и это состояние присуще людям Вата типа. При дисбалансе Пита доши огонь трансформации становится слишком сильным и называется Тикшина Агни. Это присуще людям Пита типа. И наконец при дисбалансе Капха Доши огонь трансформации становится слишком слабым и называется Манда Агни. Это присуще людям Капха типа.

 Любые нарушения Агни или процессов метаболизма, сказываются на состоянии всех Дхату и ведут к болезням. Поэтому образ жизни должен быть направлен на обладание Сама Агни.

Мала (отходы), должны своевременно покидать тело. То, что телу не нужно или что оно не может усвоить, становится Мала. При накоплении Мала, из-за нарушения процесса их устранения, возникает дисбаланс Дош. В Аюрведе применяются очистительные процедуры, для удаления Мала.

Вернёмся к предыдущему стиху:

«Увеличение этих трех составляющих тела (Доша, Дхату и Мала) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а уменьшение — по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.)». 

Шесть вкусов.

Дальше Вагбата говорит о том, как определяются эти сходные или противоположные субстанции.

13. Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий — шесть вкусов, присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает организму больше силы и энергии. 

Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша, три, начинающиеся с горького снижают и балансируют Капху, а вяжущий, горький и сладкий балансируют Питту; остальные же — увеличивают каждую из них.  

14. Субстанции бывают трех видов — балансирующие доши, разбалансирующие доши и поддерживающие здоровье и баланс Тридоша. Тепло и холод — две энергетические характеристики субстанций. 

 Послевкус бывает трех видов — сладким, кислым и горьким. 

Итак, для баланса Дош и Дхату необходимо принимать соответствующие субстанции, они определяются посредством вкуса.

Для баланса Вата Доши принимаются субстанции, обладающие сладким, кислым и солёным вкусами.

Для баланса Капха Доши принимаются субстанции, обладающие горьким, острым и вяжущим вкусами.

Для баланса Пита Доши принимаются субстанции, обладающие вяжущим, горьким и сладким вкусами.

Исходя из этого, если мы понимаем какая доша разбалансирована, мы можем выстраивать подходящий для этого случая рацион питания.

К примеру, при состояниях раздражительность, жара, гнева, можно сделать вывод о разбалансировки Пита Доши. Для её баланса необходимо подобрать пищу, обладающую вяжущим, горьким и сладким вкусами. Кроме того, необходимо избегать пищу, обладающую кислым, солёным и острым вкусами.

При состояниях нервозности, рассредоточенности и апатии, можно сделать вывод о разбалансировки Вата Доши. Для её баланса необходимо подобрать пищу, обладающую сладким, кислым и солёным вкусами. Кроме того, необходимо избегать пищу, обладающую горьким, острым и вяжущим вкусами.

При состояниях лени, тяжести, сонливости, можно сделать вывод о разбалансировки Капха Доши. Для её баланса необходимо подобрать пищу, обладающую горьким, острым и вяжущим вкусами. Кроме того, необходимо избегать пищу, обладающую сладким, кислым и солёным вкусами.

При сильной разбалансировке дош, принятие правильной пищи может быть не достаточным. Для более интенсивного воздействия принимаются определённые травы и их смеси. Использование минералов и металлов, а также пережженных в пепел субстанций (бхасма), является ещё более интенсивным. Однако здесь речь уже идёт о лечении и понимания системы вкусов для этого недостаточно.

У каждой субстанции, обладающей тем или иным вкусом, при переваривании возникает послевкус. Он возникает в течении 30-40 минут и необязательно совпадает с вкусом, который ощущается во рту при приёме пищи.

 «Послевкус бывает трех видов — сладким, кислым и горьким». 

Этот послевкус так-же даёт информацию о воздействии на Доши. Сладкий увеличивает Капху и снижает Вата и Питу. Кислый увеличивает Питу и снижает Капху и Вату. Горький увеличивает Вату и снижает Питу и Капху.

15. Тяжелый, легкий, горячий, холодный, сухой, влажный, вязкий, активный, пассивный, подвижный, неподвижный, твердый, мягкий, чистый, слизистый, шершавый, гладкий, большой, маленький, твердый и жидкий — десять основных качеств и десять их противоположностей. 

16. Ненормальность (неадекватность), недостаточность и избыток при соединении сезона, объекта чувств и активности (деятельности) — основные причины возникновения болезней; а их правильное и уравновешенное взаимодействие — причина здоровья.

17. Болезни — дисбаланс Тридоша. Здоровье — их баланс. 

Далее Вагбата перечисляет десять пар качеств субстанций. Эти пары противоположны друг другу и являются средством балансирующим Доши при определении дисбаланса по качествам.

К примеру при наличии тяжести, необходимо принимать лёгкую пищу или голодать. При наличии жара, необходимо охлаждение и т.д.

Дисбаланс Дош всегда возникает при ненормальности, недостатке и избыточности.

К примеру плохая некачественная еда является ненормальной и приводит к болезни. Но и качественная пища при недостаточности или избыточности так же приводит к дисбалансу Дош и болезни. И это правило относится ко всем аспектам жизни. Еда, сон, секс, физические нагрузки, интеллектуальная работа, созерцание и можно ещё долго продолжать этот список. Все они не должны быть ненормальными, недостаточными и избыточными.

Болезни — дисбаланс Тридоша. Здоровье — их баланс. 

Для достижения здоровья необходимо постоянно соблюдать баланс Дош и избегать их дисбаланса.

Комментировать