Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

"АЧАРЬЯ"

Tелеграмм: @olgabulanova
acharya.kurs@gmail.com

Критические дни — не критично

О йоге и йога терапии для женщин

Известная истина «сила женщины — в слабости» поблёкла. Поистрепалась в современном сумасшедшем беге за внешними достижениями. Наше общество потребления с девизом «быстрее, больше, успешней!» диктует свои правила, стирая различия между женщиной и мужчиной. Девочек воспитывают, в основном, с мужским ориентиром на успех и борьбу за него. Нас всех учат думать, но не учат чувствовать. Так мы теряем связь с самими собой. Так мы вынуждаем наше тело напоминать нам о том, что эту связь необходимо восстановить.

Не секрет, что проблемы «нижнего этажа» у женщин практически превратились в эпидемию. Нечасто теперь можно встретить женщину, не страдающую предменструальным синдромом, болезненными менструациями, сбоями в цикле или иными гинекологическими расстройствами.

Иногда эти расстройства складываются в пышные букеты. Нередко к этим букетам добавляются нарушения функционирования других органов и систем. И, увы, слишком часто врачи вынуждены разводить руками, потому что область женской эндокринологии так и остается до сих пор одной из наиболее загадочных в науке.

Я не устану утверждать, что йогатерапия, если только она строится в рамках самой настоящей йоги — науки и искусства достижения целостности (или исцеления) тела, ума и души, — является в том числе одной из наиболее холистичных систем оздоровления, известных на сегодняшний день.

И именно йогатерапия, на мой взгляд, наиболее эффективна для решения вышеупомянутых проблем. Однако ключевое слово — йога, то есть по-русски, — воссоединение, восстановление целостности или ис-ЦЕЛ-ение. Чтобы избежать недопониманий, объяснюсь.

В этой статье речь пойдет не только о внешней работе с телом методами хатха-йоги (шаткарма, асана, бандха, пранаяма), но и о внутренней работе ума и души женщины, ведущей к более полному осознанию своей женской сути, своей природной «правополушарности», способности принимать и любить не анализируя (не разделяя), и не контролируя (не властвуя).

Порой эта работа куда важнее, чем то, что женщина будет делать с телом. Именно осознание и признание своих чувств, своего права на эти чувства и своего права получать удовольствие зачастую являются поворотным моментом на пути женщины к благополучию.

И, конечно, всё это при условии веры и понимания своего места на этой Земле. «Своё место» на санскрите звучит как «сва-стха» и означает «здоровье». А место каждой из нас и великое, и скромное одновременно. Это место со-творца, созданного по образу и подобию Божию, место души, место «кровной» дочери Бога. И это место простой смертной, земного человека из плоти и крови.

Сразу оговорюсь, что развивать правое полушарие, способность чувствовать и отпускать контроль необходимо не только женщинам, так же, как и не стоит женщинам перегибать палку с погружением в свой пол, поскольку глобально всем нам, и мужчинам, и женщинам необходимо в конечном итоге осознать свою Божественную природу, а не отождествляться с телом.

Однако, когда речь идёт о проблемах с физическим телом, в данном случае — проблемах гинекологических, необходимо сосредоточится именно на отличительных особенностях «феминного» как такового. Но не забывать совсем, что Пуруша, душа лишена каких-либо гендерных признаков.

Давайте попробуем объединить лево- и правополушарный подход, то есть знания физиологии и действия техник хатха йоги, и непосредственный чувственный опыт, применительно к йогатерапии гинекологических расстройств. Начнём с азов понимания женской природы.

Правда-матка

Человек существо дуальное. Все мы бессмертные души, не имеющие гендерных признаков. В то же время души эти живут в совершенно конкретных мужских или женских смертных телах. Согласно Аюрведе, древней и мудрой науке о жизни, — здоровье, прежде всего, «необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы)» (Чарака Самхита, Сутрастхана, I:15).

Есть веские основания утверждать, что долг души (по крайней мере, его значительная часть на определенном этапе), гостящей на Земле в женском теле, — быть женщиной и в полной мере познать женскую сторону мироздания, женскую сторону Бога, а затем уже и себя как душу, чистую частицу Бога, лишённую половых признаков.

Квинтэссенцией женской природы в физическом проявлении можно считать яйцеклетку. Это крупная клетка, не передвигающаяся сама (её по жизни всегда «носят на руках» жидкости и перистальтика детородных органов), не знающая в связи с этим, что такое время и пространство, а следовательно не знающая спешки, уникальная (за редким исключением в естественных условиях за один цикл созревает лишь одна яйцеклетка), соответственно не знающая конкуренции.

Итак, милые дамы, делаем первые выводы: в идеале женщине не следует спешить и вступать в конкурентную борьбу, ей надо уметь ждать, отдаваться потоку и принимать. Это в идеале, но это не должно перерастать в крайность. Разумеется, во всем нужна золотая середина, и бывают жизненные ситуации, когда женщине необходимо решительно действовать, а не ждать, что всё случится само. Но действовать необходимо по-женски, из Любви, без мотивации доказать кому-либо что-либо или в чем-то преуспеть.

Если мы рассмотрим женское начало с точки зрения функций правого и левого полушария головного мозга, то женское начало проявлено в функциях правого полушария. Правое полушарие отвечает за непосредственное целостное восприятие любых объектов и ситуаций как они есть, без анализа, за интуицию, а также творческое, образное мышление.

По сути — это то, что соединяет нас с миром наших чувств. Левое же полушарие, которым мы в современном мире пользуемся избыточно, отвечает за аналитическое (разделяющее) мышление, логику, а также следование правилам, алгоритмам и схемам. Это то, что отделяет нас от чувств, наш «холодный рассудок». Женский мир — это мир чувств и принятия, мир спонтанного творчества, мир алогичный и анти-стереотипный.

Оба приведённых выше сравнения сделаны в рамках рационального, левополушарного подхода, к описанию женской природы.

Если же пытаться описать женскую сторону мироздания правополушарно  (ассоциативно), то, пожалуй, необходимо остановиться на двух основных моментах. Первый — это то, что женская сущность проявлена как Пракрити, согласно индийской традиции, или по-русски как Мать-Природа, Мать-Земля.

А что из этого следует? Прежде всего то, что она изменчива. Причём изменчива циклично. Да-да, «сердце красавицы склонно к измене» циклично. Женщинам просто необходимо знать это о себе, осознавая свои разные состояния ума, соответствующие разным фазам менструального цикла, даже если его по каким-то причинам нет (цикличность тогда будет прослеживаться в лунных циклах) .

На всякий случай оговорюсь, слово «измена» в этой статье я употребляю исключительно в значении «переменчивость» или эмоциональное непостоянство, и упаси Боже, совсем не с тем, чтобы оправдать неверность в отношениях.

Второй момент: у женщины как бы два сердца. Это образно, конечно, но задумайтесь над выражением «правда-матка». Дело в том, что если женщина живёт в контакте со своим телом, а также со своими чувствами, она буквально маткой чувствует всё то, что касается её физической жизни, правду своего тела.

А сердцем женщина чувствует правду своей души, опять же при условии, что она в целом контактирует со своими чувствами, осознаёт их. С точки зрения терапии, для нас важно в данном контексте то, что эти «два сердца» должны ладить между собой. Как только возникает разлад — возникает расстройство.

То есть гармония жизни души в теле нарушается. Это случается, в частности, когда ум (разум) слишком много берёт на себя. И троица — ум, душа и тело — переживает рас-с-тройство, выход из гармонии. На физическом плане — это физические расстройства, то есть заболевания.

«Говорить, как чувствуем, жить, как говорим»

Давайте вернёмся к чувствам. Чувствовать, как выясняется, для большинства женщин не так-то просто. А ведь это совершенно необходимая предпосылка физического здоровья! Во всяком случае, с точки зрения йоги, так как йога предполагает, прежде всего, соединение с самой собой, принятие себя, своих ощущений и чувств. Мудрый Сенека говорил: «Пусть нашей высшей целью станет одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим».

Высшей целью! Подумать только — не Самадхи! 😉 Однако это очень и очень высокая планка, потому что подразумевает подлинную цельность самого человека, гармонию чувств, ума и тела. И невозможно перескочить этот этап развития на пути к Самадхи.

Основная сложность в чувствовании заключается не только в том, что мы привыкли опираться на разум, но ещё и в том, что мы живём с каким-то определённым представлением о себе, имеющим часто мало общего с реальностью. Зачастую мы думаем: «я такая-то такая-то…», и когда истинные наши чувства не вписываются в эту картину, мы их попросту вытесняем.

Делаем вид, что их нет, обманывая себя. Ещё одной причиной вытеснения чувств могут быть различные психотравмы, без которых никто не обходится. По большому счёту, мы с этими травмами рождаемся, и часто именно они являются нашей индивидуальной майей, опутавшей нас сетью иллюзии, которую поддерживает наше избирательное внимание, выделяя в жизни то, что закрепляет ложные убеждения.

Все те чувства, которые подавляются, вытесняются, игнорируются нами, подтачивают наше здоровье, так как психика и тело едины.

Это особенно актуально для женщин, потому что именно женщине выпала такая задача в жизни, как чувствовать, делиться чувствами, быть проводником в мир чувств для своего мужа и детей. И именно женщине для сугубо женского здоровья просто необходимо смело и честно исследовать свои чувства, принимая их.

После того, как мы научимся чувствовать, мы можем пойти глубже — осознать свои убеждения, которые породили те или иные чувства в той или иной ситуации, и либо трансформировать их, либо распрощаться с ними. Так мы приходим к душевному равновесию, к так называемому саттвичному состоянию ума (свободному от колебаний между страстью и невежеством), ибо преодолеваем невежество мирным путём, путём познания и принятия.

Вновь апеллируя к Чарака Самхите (ЧС), одному из основополагающих аутентичных текстов по Аюрведе, мы обнаружим ещё одно подтверждение того, что осознанность, контакт с собой, как на физическом, так и на психическом уровне, и принятие себя — ключ к физическому здоровью: «Саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой» (ЧС, Виманастхана, VIII:119).

Саттва как состояние ума достижима только в осознанности, только когда мы прилагаем усилия, выходя из зоны комфорта, открывая глаза и сердце истинной себе, принимая себя с состраданием. Принятие и сострадание подразумевают также отказ от рамочки, красивой, или строгой, или очень правильной и возвышенной, в которую мы себя втиснули.

Принятие себя  — это и основа для проявления эмпатии, со-чувствования, и позволения себе и другим быть несовершенными, быть просто людьми. Получается — что через принятие лежит путь к истинной Любви, то есть к Богу.  Поэтому — да! Пусть на этапе восстановления своего здоровья это станет нашей высшей целью — жить в гармонии со своими чувствами!

Наше тело — правое!

Однако же не будем недооценивать важность физического тела и сигналов, поступающих нам, возможно, не столько ОТ него, только ЧЕРЕЗ него. Тело — храм души. Храм! Даже слово «храм» красиво и величественно. И любое тело — тоже, каждое по-своему. Только в нём, в физическом теле, мы получили в подарок эту, единственную и неповторимую, удивительную, полную необычайных возможностей Жизнь. А подарки Бога дóлжно принимать с благодарностью!

И основные законы функционирования физического тела необходимо чтить. Остановимся на некоторых из них. Первый, непреложный закон: симптом, то есть то, как проявляет себя расстройство в теле, — это следствие, а не причина. Второй — саногенные ресурсы организма (способность к самооздоровлению) огромны, но доступ к ним мы получаем только в состоянии глубокого расслабления. Третий — «человек создан для счастья как птица для полета». 😉

Итак, по порядку.

О причинах

К сожалению, далеко не всегда возможно установить причину заболевания со стопроцентной точностью. Прежде всего потому, что причин всегда несколько. Если говорить только о физиологических причинах, которые, казалось бы, проще поддаются объективному исследованию, то даже тут всё очень и очень непросто. Область женской эндокринологии считается по сей день одной из наиболее сложных отраслей медицинского знания.

Пока неизвестна причина, по которой чередуются яичники, работая по системе «двуполья», неизвестны все взаимосвязи функций щитовидной железы с функционированием репродуктивной системы, неизвестно почему выработка лютеинизирующего гормона (ЛГ) тормозится, пока количество эстрогенов растет, а потом вдруг случается «коренной перелом» и определенный уровень эстрогенов стимулирует выработку ЛГ, что и знаменуется овуляцией.

И это область физиологии. А что и говорить о психологии! Тут вообще нет готовых схем. Однако всё сводится к одному — тело и психика едины. Тело можно сравнить с книгой, которую нам необходимо учиться читать. Всё зависит лишь от нашей готовности смотреть в эту книгу и видеть в ней… информацию ;). Другими словами — тело необходимо слушать, и особенно внимательно выслушивать во время практики йоги. Оно не умеет лгать. Тело сообщает только правду, даже если мы не хотим по каким-то причинам это признавать.

В контексте разговора о женском здоровье, безусловно, расстройства в этой сфере необходимо рассматривать как призыв к пересмотру своего образа жизни с учётом особенностей именно женской стороны Жизни вообще. Это в том числе означает, что регулярная практика йоги для женщины не должна быть силовой, так как серьезные физические нагрузки влекут за собой повышение уровня тестостерона, мужского полового гормона, пагубно влияя на общий гормональный фон женщины.

О расслаблении

Думаю, это уже не для кого не секрет, что навык расслабления — ключ к здоровью. Ресурсы нашего тела поразительны: печень при необходимости «отрастает» на 2/3, клетки костной ткани обновляются на 100% в течение 5-7 лет… и так далее. Но организму не до восстановления, если он подвергается хроническому стрессу. Место силы — всегда внутри. И войти с ним в контакт можно только в состоянии расслабления, пребывания в Здесь- и-Сейчас.

Об этом уже давно говорят и пишут и врачи, и психологи. Искусству глубокого расслабления необходимо учиться. И йога в этом смысле щедра на техники, помогающие достичь глубокого расслабления: вытяжение крупных мышц и мышц плечевого пояса, наклоны, некоторые техники Шаткармы (Тратака) и Пранаямы: Нади Шодхана, Брамари, Удджайи, а также отдельные практики хатха-йоги, как например, практика Циклической Медитации и Нада Йоги.

Все эти техники при условии их правильного освоения, могут оказать серьёзный общеоздоравливающий эффект на все системы человеческого организма. Для женщин же эти техники также могут стать серьёзным подспорьем в освоении навыка чувствования и принятия своих чувств. Кроме «привычных» техник хатха-йоги очень эффективны как для расслабления, так и для оздоровления техники работы с голосом, любые звуковые практики как путь соединения со своими чувствами и истинной собой.

Александр Лоуэн писал: «люди должны восстановить в полной мере свой голос, со всеми его цветами и оттенками, что приводит к спонтанности и освобождению чувств». Немного в другом ракурсе я еще вернусь к этой теме ниже.

О счастье 

Конечно, понятие «счастье» сложное и подразумевает, прежде всего, осознанность своей причастности к этой удивительной Жизни. И конечно это не о физическом теле, это о состоянии ума и о его гармонии с душой, ради достижения которого мы, по большому счёту и трудимся здесь. Физическое же, плотское «счастье» мы именуем «удовольствием».

Удовольствие или на санскрите «кама» — очень важная часть жизни человека в физическом теле. И здоровье, согласно текстам по Аюрведе, также непосредственно связано со способностью человека получать удовольствие. Более того — «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и отдания долгов предкам, Богам и родителям (артха), а также для поддержания тела— нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума ведут человека к достижению мокши (освобождения)» (ЧС, Сутрастхана, I:15).

Другое дело, что нельзя привязываться к плотским удовольствиям и подменять ими истинное назначение Жизни. Тем не менее, получать его надо, и без ложных стеснений и запретов. И особенно это важно для женского здоровья, ведь женщина вообще создана для наслаждения. Эндорфины, «гормоны удовольствия», непосредственно влияют на здоровый гормональный фон женщины, так же как и окситоцин, «гормон любви», вырабатываемый во время оргазма, в родах, а также при любых(!) проявлениях женщиной любви и заботы (не только о людях, но и о животных и даже цветах, да что и говорить — даже при зрительном контакте с глазами собаки).

«Мораль сей басни такова»: дорогие женщины, учитесь получать удовольствие от жизни, берите пример с кошек :), снимайте свои внутренние запреты на это, и проявляйте заботу обо всех живых существах в меру своих сил — это окажет мощное гармонизирующее влияние на гормональный фон.

Балдясана 🙂

 

Ласкасана 1 🙂

 

Ласкасана 2 🙂

 

От головы

Давайте поговорим немного о физиологических аспектах работы женской репродуктивной системы. Здесь четыре момента. Во-первых, необходимо понимать, что функционирование репродуктивной системы регулируется структурами головного мозга. Обычно этот механизм именуют гипоталамо-гипофизарно-яичниковой осью.

Гипоталамус являясь центром вегетативной регуляции, а также поддержания постоянства внутренней среды (гомеостаза) организма, как «большой босс» «издаёт приказы», т.е. выделяет вещества (гонадолиберины), которые стимулируют выработку гипофизом определённых гормонов, а те, в свою очередь, уже непосредственно влияют на работу яичников: созревание фолликула, овуляцию, и подготовку к оплодотворению созревшей яйцеклетки.

Архи-важно  понимать, что все эти процессы происходят циклично, гипоталамус работает циклично, гипофиз и яичники — тоже, и все эти циклы взаимообусловлены, тесно взаимосвязаны между собой, а также связаны с биоритмами природы и режимом дня женщины.

Гипоталамо-гипофизарно-яичниковую ось регуляции можно сравнить, пожалуй, с каким-нибудь невероятно тонким механизмом, чутко реагирующим на любые мельчайшие, даже опосредованные, воздействия на любое из звеньев. Мы, женщины, существа хрупкие. И в уважении этой хрупкости — наша сила!

Я не хочу сейчас вдаваться в подробности физиологии, чтобы не утяжелять эту статью. В конце концов, прикладной смысл этой информации сводится к следующему: для того, чтобы быть здоровой, женщине необходимо соблюдать режим дня в согласии с биоритмами природы (высыпаться, в частности, засыпая «сегодня» и просыпаясь завтра, и желательно с солнцем, а лучше даже чуть раньше, но не слишком), а также обеспечить хорошее мозговое кровообращение.

Тут наши верные друзья — перевёрнутые позы, балансы и всё, что связано с координацией движений. «Перевёрнутые позы» не означают непременно «берёзку» (Сарвангасану), стойку на руках (Адхо Муха Врикшасану) или голове (Ширшасану) — тут есть масса нюансов и противопоказаний. Есть другие эффективные, но более мягкие варианты, как например, на фото  внизу.

Випарита Карани

 

Адхо Мукха Шванасана

 

Адхо Мукха Шванасана с ногой на стене

 

Гомукхасана

Эти асаны, кстати, ещё и улучшают венозный возврат крови от ног и органов малого таза, что имеет серьёзный профилактический и терапевтический эффект при варикозной болезни и болезнях, вызванных застойными явлениями в области малого таза.

Правда и к ним тоже есть противопоказания: период менструации (нельзя препятствовать выходу отслоившегося эндометрия и крови и создавать условия для её заброса вверх, в фаллопиевы трубы) и гипертония (но здесь всё очень индивидуально, ноги на стену, вероятнее всего, положить можно).

Кроме перевернутых асан для улучшения мозгового кровообращения следует выполнять Сурья Намаскар (любой из вариантов, но лучше мягкий, подстать нашей женской природе, например, такой), а также вытягивать (расслаблять) мышцы плечевого пояса и шеи, причем желательно несколько раз в день, хотя бы два. Например, в домашней практике можно сделать асаны, разработанные Андреем Витальевичем Лаппой.

Дыба

 

Дыба, полная версия

 

Эка Бхуджа Свастикасана 1 (мягкий вариант, вход)

 

Эка Бхуджа Свастикасана 1, полный вариант

 

Эка Бхуджа Падмасана

 

А на рабочем месте, прямо «не отходя от кассы», хоть сидя за компьютером, выполнять последовательность из Гомукхасаны и Гарудасаны для рук.

Гарудасана для рук

 

Гомукхасана

 

Очень эффективной техникой для стимуляции центральной нервной системы вообще, а также для улучшения работы всех внутренних органов является практика Сутра Нети. Эта шаткарма прекрасно активизирует весь организм и хорошо тонизирует, если после неё выполнить Капалабхати (тоже одна из шаткарм, влияющая и на головной мозг, и стимулирующая кровообращение и работу органов брюшной полости). Если же после Сутра Нети выполнять Нади Шодхану, это будет способствовать успокоению, сосредоточению и гармонизировать работу полушарий.

Сутра Нети

 

Нади Шодхана

Живот = Жизнь

Во-вторых, несмотря на важность головного мозга в нашей жизни, центром этой самой жизни в нашем теле справедливо назвать не голову, а живот. Недаром во всех славянских языках, включая наш родной русский, слово «живот» обозначает «жизнь». И в контексте разговора о репродуктивной системе, необходимо уяснить, что пищеварительные органы играют огромную роль в формировании гормонального фона женщины.

Так, например, отжившие своё эстрогены сначала разрушаются частично в печени (!), а потом до расщепляются в толстом кишечнике, поэтому нарушения его работы, дисбактериоз и запоры могут пагубно влиять на гормональный фон и быть косвенными причинами предменструального синдрома, нарушений регулярности менструального цикла и даже миомы матки (эстрогензависимой доброкачественной опухоли мышечного слоя матки).

К состоянию кишечника необходимо относится с огромной серьёзностью! Ведь от него зависит и поступление питательных веществ в наш организм, и иммунитет, и выработка витаминов, а толстый кишечник является ещё своеобразным и гормональным буфером!

Отсюда делаем вывод — необходимо следить за питанием, выполнять очистительные процедуры, в частности, Шанкх Пракшалану (согласно классическим текстам по йоге — Варисара Дхаути) и брюшные манипуляции: Наули и Агни-Сара крийи, а также скрутки. Всё это будет так же способствовать хорошему кровообращению в брюшной полости и органах малого таза, что как нельзя лучше скажется на состоянии репродуктивной системы.

Правда не следует делать брюшные манипуляции, в случае если уже есть киста яичника или миома матки, а также, разумеется, в период менструации и во время беременности. А вот если Вы страдаете болезненными менструациями (альгоменореей), то Наули Крийя, выполняемая регулярно после окончания месячных, поспособствует устранению этой проблемы.

Кроме того, техника Мадхьяма Наули, когда на фоне Уддияна Бандхи напрягаются прямые мышцы живота и фиксируется срединное положение жгута, является самой мощной неперевёрнутой практикой по улучшению венозного возврата, уменьшая застойные явления в области малого таза и препятствуя развитию варикозной болезни, а также таких неприятностей, как, например, миома матки и нерегулярность менструального цикла.

Таз уполномочен заявить

Третьим важным фактором является рефлекторная и проприоцептивная взаимосвязь работы внутренних органов с движениями и позами нашего тела. Рефлекторная взаимосвязь подразумевает связь работы мышц с отдельными органами (т.н. моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы).

Так, репродуктивные органы связаны с мышами живота, тазового дна, ягодиц и ног. Соответственно, воздействуя на эти мышцы мы улучшаем функционирование  репродуктивных органов. Проприоцепция подразумевает совокупность сигналов от мышц нашего тела, поступающих в центральную нервную систему и дающих нам представление о положении нашего тела в пространстве.

Проприоцепция играет большую роль в нервной трофике наших внутренних органов. Попросту говоря, чем разнообразнее «рацион» поз и движений, которые мы предлагаем нашему телу, тем лучше функционируют внутренние органы.

Так как репродуктивные органы находятся в тазовой полости, то наибольшую ценность с точки зрения рефлекторной и проприоцептивной стимуляции этих органов представляют Ашвини Мудра, Мула Бандха, Уддияна Бандха, позы стоя (такие как Уттхита и Париврита Триконасана, Уттхита и Париврита Паршваконасана, Прасарита Падоттонасанна, Врикшасана, Ардха Чандрасана) и так называемый цикл Баддха Конасаны (все асаны сидя задействующие различные направления подвижности тазобедренных суставов: Баддха Конасана, Гомукхасана, Агни Стамбхасана, Вирасана и др) и цикл Супта Падангуштхасаны (позы лёжа на спине, содействующие различные направления подвижности тазобедренных суставов и вытяжение мышц бедер и ягодиц).

Следует подчеркнуть особую важность работы с мышцами тазового дна. Их укрепление нормализует положение тазовой диафрагмы, внутренних половых органов и способствует устранению патологического давления органов друг на друга и хронических тазовых болей.

Более того, работа с мышами тазового дна также нормализует расположения артерий и вен, что улучшает местное кровообращение и оказывает массирующее воздействие на органы малого таза и окружающую их клетчатку.

Адхо Мукха Шванасана + Уддияна бандха

 

Ардха Чандрасана

 

Рудрасана

 

Вирабхадрасана 2

 

Вариант Прасарита Падоттанасаны

Ниже перекаты

ниже — вариации Супта Падангуштхасаны

 

Агни Стамбхасана

 

Гомукхасана

Скрест ног

Уттхита Триконасана

и ниже — вариации Уттхита Паршваконасаны

Баддха Конасана

Супта Баддха Конасана

Если нервная система очень нервная

И наконец, в-четвертых, но не по важности, на функционирование репродуктивной системы влияет вегетативный статус, то есть, чуть упрощая, баланс тонуса симпатической (отвечающей за активацию) и парасимпатической (отвечающей за расслабление) ветвей вегетативной нервной системы.

Вегетативную нервную систему также называют автономной, поскольку она «автономна» от нашего сознательного контроля и регулирует работу внутренних органов, а также адаптационные механизмы и поддержание постоянства внутренней среды организма. Однако хитрые йоги знают, как и её держать в узде (слово «йога» может также переводиться как «узда» или «контроль»). Ключик к мастерству — это дыхательные практики, так как дыхание регулируется сразу двумя отделами нервной системы: соматической («телесной», отвечающей за работу скелетной мускулатуры, которая подлежит нашему сознательному контролю) и вегетативной.

В данном контексте для нас наиболее ценны такие пранаямы как Нади Шодхана, Брамари и Удджайи. Причём последняя больше успокаивает, если сжимать голосовую щель только на выдохе, так как выдох становится длиннее вдоха, а если же только вдыхать со сжатой голосовой щелью, то усиливается подсасывающая функция грудной клетки и улучшается венозный возврат.

Также очень эффективной «успокаивающей» техникой является Тратака, активирующая так называемый эффект Ашнера: при уменьшении подвижности глаз — усиливается тонус парасимпатики. И конечно не стоит недооценивать чудодейственный релаксационный эффект асан, в которых вытягиваются крупные мышцы тела и мышцы плечевого пояса. Есть также отдельные медитативные техники, которые помогают также усилить тонус парасимпатики, такие как, например Йога Нидра и Циклическая медитация, которая не только помогает глубоко расслабиться, но и улучшить проприоцептивную осознанность.

О наболевшем

Итак, выше были рассмотрены общие принципы работы в йоге «по-женски». Теперь давайте остановимся на некоторых наиболее распространенных жалобах женщин. Одна из них — болезненные менструации. Причин для боли может быть несколько. Это может быть связано с недостаточной расслабленностью живота женщины по жизни. К сожалению, нам всем навязывают стереотипы, что женщины должны непременно обладать плоским животом, и девочки, как только начинают взрослеть, постоянно держат живот в тонусе, блокируя нормальное кровообращение, нормальное течение энергии и нарушая нормальный ход диафрагмального дыхания.  Тогда помогут асаны  с мягким пассивным прогибом, например Супта Баддха Конасана или Супта Вирасана на валике. Надо сказать, что эти две асаны, в целом наиболее популярны для уменьшения болевых ощущений, но не всем подходят.

Так, например, ещё одной причиной болезненности месячных может быть проблема с поясничным отделом позвоночника, особенно в месте его соединения с крестцовым. Тогда имеет смысл вообще уделить этому больше внимания и попробовать регулярно выполнять практику йогатерапии для позвоночника и суставов,  а во время менструации дышать животом или даже позвучать в живот (например, на звук «М», как это делается при выполнении Брамари пранаямы) в позе ребенка положив лоб на подушку или валик так, чтобы живот не сдавливался, а поясница вытягивалась и расслаблялась. Менструальные боли могу быть последствиями хронического стресса, о взаимодействии с которыми речь шла выше. Тогда можно пробовать любые расслабляющие позы, и озвучивать ощущения в них, желательно с максимально расслабленной нижней челюстью: это поможет матке расслабиться.

И ещё один вариант — вполне возможно сопутствующий всем вышеперечисленным — воспалительный процесс во время менструации. Чтобы его уменьшить рекомендуется выполнять Наули крийя после окончания месячных и до предменструальный фазы регулярно, например, каждое утро, если только нет других противопоказаний, о которых речь пойдёт ниже. В целом, необходимо помнить, что менструация — это маленькая смерть, которую имеет смысл переживать в энергосберегающем режиме. И абсолютно точно не стоит выполнять активную практику асан, и следует полностью исключить перевернутые асаны, брюшные манипуляции и давление на живот. Лучше всего посвятить это время медитативным и дыхательным техникам, а также мягким техникам работы со звуком.

Супта Вирасана

Супта Баддха Конасана

Если ПМС — микро-апокалипсис…

Полагаю, что аббревиатура ПМС уже всем знакома, а у некоторых, к сожалению, даже вызывает содрогание. Предменструальный синдром — это не норма, это регуляторное нарушение. Существует несколько научных версий о причинах его возникновения. Одна из наиболее «уважаемых» в медицинских кругах — гормональная теория, гласящая, что ПМС возникает в результате того, что после овуляции по ряду причин гормональный фон женщины перенасыщен эстрогенами, а прогестерона, который как раз должен преобладать предменструальный период, не хватает. Именно по этой причине возникают различные отёки (вплоть до отека головного мозга — и это, увы, не шутка), повышенная возбудимость, тревожность, раздражительность, а также нарушения со стороны пищеварения. Чем может помочь йога? Прежде всего, выстраивание гармоничной женской практики, выполняемой систематически в перспективе, обязательно приведёт к уменьшению симптомов ПМС.

А пока симптомы остаются, имеет смысл построить практику так, чтобы она способствовала их уменьшению. Если возникают проблемы с пищеварением — следить за диетой, выполнять брюшные манипуляции, скрутки и перевернутые асаны. Если проблемы в ухудшении подвижности суставов — выполнять разнообразные вьяямы (суставную гимнастику). Проблемы с концентрацией, тревожностью и возбудимостью хорошо поддаются решению при помощи дыхательных (особенно эффективны Нади Шодхана и Тратака) и иных расслабляющих техник йоги, а также выполнением балансов.

Ардха Чандрасана

Ардха Матсьендрасана

Кисты, миомы, эндометриоз и прочие…

Конечно, очень неприятно сталкиваться с этими «страшными» диагнозами. И, положа одну руку на Йога Сутры, а другую на сердце, следует признать, что специфической йогатерапевтической последовательности для лечения этих проблем, как ни прискорбно, нет. Однако это не повод опускать руки. Во-первых, не стоит забывать о могуществе йоги как неспецифической психосоматической терапевтической практики. Главное, исключить противопоказания. А противопоказания при этих заболеваниях очень схожи — исключаются брюшные манипуляции (Агни Сара Крийя и Наули Крийя, при этом можно рекомендовать при миоме матки выполнять Мадхьяма Наули, чтобы уменьшить застойные явления в области малого таза) и сильное повышение внутрибрюшного давления (например, Маюрасана, скрутки с рычагом). Возможны ещё и индивидуальные противопоказания. Общая направленность практики должна быть гармонизирующая с учётом всех вышеперечисленных моментов. При позитивном настрое, глубокой работе со своим умом в сотрудничестве с болезнью, которая пришла вам, чтобы что-то сообщить, помочь в чём-то разобраться, а также регулярной практике и здоровом образе жизни эти болезни проходят самым чудесным образом. Лично я знаю таких случаев очень и очень много. И каждый из них лишь подтверждение того, что в женском теле необходимо учится быть женщиной, сотканной из песни и танца и созданной для наслаждения, и тогда всё становится на свои места.

Итого

Резюмируя всё вышеизложенное можно изложить принципы женской практики, направленной на профилактику и оздоровление женской репродуктивной системы:

  1. Гармонизация образа жизни в сторону большей осознанности и расстановки приоритетов с точки зрения жизни в женском теле. В частности, расширение у углубление стандартного женского вопроса «Как я выгляжу?» в сторону «Как я себя чувствую, ощущаю?». Вхождение контакт со своими ощущениями, чтобы тело имело важность не только снаружи, как бы отдельно от нас, но и внутри.
  2. Осознавание и признание своих чувств, разрешение себе чувствовать и переживать свои разные ипостаси и состояния, отказ от прокрустова ложа представлений о себе. В конце концов, ознакомьтесь с ипостасями Богини в Индийской традиции (Парвати, Лакшми, Дурга, Кали…)
  3. Позволение себе получать простые «плотские» удовольствия (от еды, прикосновения, запаха и т.п.).
  4. Проявление заботы о любых живых существах.
  5. Отдых и расслабление (с использованием релаксационных техники йоги). Об этом можно писать бесконечно долго. Но самое важное — практиковать, учится отпускать, расслабляться, возможно, спонтанно звучать или танцевать. Найти свои ресурсе практики, которые буквально наполняют вас изнутри.
  6. Своевременное выполнение очистительных процедур (Шаткарм, в особенности, таких как Сутра Нети, Варисара Дхаути, или Шанкх Пракшалана, Наули, Агни Сара Крийя и Тратака).
  7. «Вкусные» занятия хатха-йогой! Если иногда хочется «погорячее» — то самое время «побаловаться» силовой практикой сразу после окончания менструации, а если захотелось мороженного, потому что Вы загнали себя бешеным темпом повседневности, — то охладите пыл «сладкими» расслабляющими позами, уделив особое внимание вытяжению мышц плечевого пояса и области таза.

И главное милые, прекрасные и такие загадочные, всегда помните, что «главное то, чего не увидишь глазами» и не объяснишь никакой логикой. Каждая из нас Богиня! Желаю Вам гармонии и радости!

Автор статьи  Юлия Синявская

  1. Какая шикарная статья!
    Огромное спасибо автору!

Комментировать